• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий по разработке бизнес-стратегий. На лекционных занятиях описываются основные концепции, применяемые при анализе внешней и внутренней среды компании, а также инструменты, применяемые при разработке бизнес-стратегий.Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений.В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа и планирования на примерах российских и зарубежных компаний. Студенты также осваивают принципы стратегического менеджмента в компаниях, все его основные этапы, цели и задачи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются развитие навыков разработки стратегий и применения современных стратегических инструментов для компаний, функционирующих в различных средах, в т.ч. – в условиях высокой конкуренции и непредсказуемости. Также целью освоения дисциплины является изучение примеров использования изучаемых инструментов на примере российских и международных компаний, анализ стратегических успехов и неудач компаний на основании принимаемых ими стратегических решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды, включая виды и ценности ресурсов и компетенций компании, и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
  • Владеет инструментами анализа макро- и микроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования
  • Владеет методами и инструментами формирования стратегических развилок и выбора оптимальных опций
  • Владеет инструментами и методами разработки всех этапов бизнес-стратегий
  • Владеет терминами и инструментарием корпоративных стратегий, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным центром, использует матричные методы для анализа и разработки предложений по управлению корпоративными портфелями
  • Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их применять для решения задач развития компании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в бизнес-стратегии и стратегический менеджмент. Концепция стейкхолдеров. Классический подход к разработке стратегии
  • Тема 2. Разработка стратегии. Этап диагностики и прогнозирования. Инструменты
  • Тема 3. Разработка стратегии. Этап стратегических развилок. Формирование верхнеуровневой стратегии
  • Тема 4. Разработка стратегии. Этап детализации стратегии. Жизненный цикл стратегии
  • Тема 5. Бизнес-модели
  • Тема 6. Вертикаль стратегий в компании. Корпоративные стратегии
  • Тема 7. Функциональные стратегии
  • Тема 8. 5 видов стратегии BCG. Стратегии голубого океана
  • Тема 9. Пример итоговой презентации стратегии. Подведение итогов курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Студенты выполняют 5 тестов по теоретическому материалу и изученным академическим публикациям. 1 тест – 10 вопросов. Каждый вопрос – 1 балл. Пересдача: возможна Правила пересдачи: Только для студентов, пропустивших тесты по уважительной причине Критерии оценивания: Правильный ответ на каждый из 10 вопросов – 10 баллов. Примеры заданий: Выбрать правильный вариант ответа Организация, добивающаяся экономии от масштаба за счет роста продаж, применяющая политику крупных оптовых закупок ориентирована на стратегию: a. лидерство в издержках b. диверсификация c. фокусирование d. дифференциация
  • неблокирующий Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании»
    Проект выполняется командой студентов из 5-6 человек в соответствии с заданием по выбранной компании. На практическом занятии 8 команды готовят итоговую презентацию и представляют ее комиссии
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании» + 0.1 * Тест + 0.1 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, пер. с англ. Е. Калинина ; науч. ред. О. Нижельская, 4-е изд., 715 с., Портер, М., 2016
  • Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бизнес-модели : 55 лучших шаблонов, пер. с англ., 2-е изд., 431 с., Гассман, О., Франкенбергер, К., Шик, М., 2017
  • Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
  • Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2020
  • Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009

Авторы

  • Волконская Алина Владимировна
  • Беляков Алексей Геннадьевич