Бакалавриат
2024/2025
Стратегический менеджмент
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий по разработке бизнес-стратегий. На лекционных занятиях описываются основные концепции, применяемые при анализе внешней и внутренней среды компании, а также инструменты, применяемые при разработке бизнес-стратегий.Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений.В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа и планирования на примерах российских и зарубежных компаний. Студенты также осваивают принципы стратегического менеджмента в компаниях, все его основные этапы, цели и задачи.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются развитие навыков разработки стратегий и применения современных стратегических инструментов для компаний, функционирующих в различных средах, в т.ч. – в условиях высокой конкуренции и непредсказуемости. Также целью освоения дисциплины является изучение примеров использования изучаемых инструментов на примере российских и международных компаний, анализ стратегических успехов и неудач компаний на основании принимаемых ими стратегических решений.
Планируемые результаты обучения
- Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды, включая виды и ценности ресурсов и компетенций компании, и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
- Владеет инструментами анализа макро- и микроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования
- Владеет методами и инструментами формирования стратегических развилок и выбора оптимальных опций
- Владеет инструментами и методами разработки всех этапов бизнес-стратегий
- Владеет терминами и инструментарием корпоративных стратегий, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным центром, использует матричные методы для анализа и разработки предложений по управлению корпоративными портфелями
- Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их применять для решения задач развития компании
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в бизнес-стратегии и стратегический менеджмент. Концепция стейкхолдеров. Классический подход к разработке стратегии
- Тема 2. Разработка стратегии. Этап диагностики и прогнозирования. Инструменты
- Тема 3. Разработка стратегии. Этап стратегических развилок. Формирование верхнеуровневой стратегии
- Тема 4. Разработка стратегии. Этап детализации стратегии. Жизненный цикл стратегии
- Тема 5. Бизнес-модели
- Тема 6. Вертикаль стратегий в компании. Корпоративные стратегии
- Тема 7. Функциональные стратегии
- Тема 8. 5 видов стратегии BCG. Стратегии голубого океана
- Тема 9. Пример итоговой презентации стратегии. Подведение итогов курса.
Элементы контроля
- ТестСтуденты выполняют 5 тестов по теоретическому материалу и изученным академическим публикациям. 1 тест – 10 вопросов. Каждый вопрос – 1 балл. Пересдача: возможна Правила пересдачи: Только для студентов, пропустивших тесты по уважительной причине Критерии оценивания: Правильный ответ на каждый из 10 вопросов – 10 баллов. Примеры заданий: Выбрать правильный вариант ответа Организация, добивающаяся экономии от масштаба за счет роста продаж, применяющая политику крупных оптовых закупок ориентирована на стратегию: a. лидерство в издержках b. диверсификация c. фокусирование d. дифференциация
- Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании»Проект выполняется командой студентов из 5-6 человек в соответствии с заданием по выбранной компании. На практическом занятии 8 команды готовят итоговую презентацию и представляют ее комиссии
- ЭкзаменЭкзамен проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.4 * Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании» + 0.1 * Тест + 0.1 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, пер. с англ. Е. Калинина ; науч. ред. О. Нижельская, 4-е изд., 715 с., Портер, М., 2016
- Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бизнес-модели : 55 лучших шаблонов, пер. с англ., 2-е изд., 431 с., Гассман, О., Франкенбергер, К., Шик, М., 2017
- Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
- Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2020
- Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009