Бакалавриат
2024/2025
Психология коммуникации
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Психология коммуникации» посвящена изучению человеческой коммуникации, способам передачи информации, проблемам, с которыми сталкиваются в процессе общения и путей их разрешения. Дисциплина содержит материал, позволяющий студентам узнать о межличностной, групповой и массовой коммуникации, способах убеждающей коммуникации, получить знания, необходимые для понимания и преодоления барьеров и трудностей, возникающих в коммуникативном процессе, а также общепсихологические и социально-психологические знания, необходимые для понимания и анализа причин их возникновения.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с ключевыми психологическими теориями, необходимыми для анализа психологических и социальных явлений
- Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
- Формирование представлений о психологических особенностях и закономерностях социальной реальности и социального познания
- Формирование представлений о причинах возникновения социальных и межгрупповых конфликтов и коммуникативных барьеров, а также способов их преодоления и профилактики в межличностном общении и массовой коммуникации
- Ознакомление с психологическими механизмами, закономерностями и методами воздействия массовой коммуникации на аудиторию
Планируемые результаты обучения
- Дает характеристику предмету психологии в сравнении с другими отраслями знания. Различает житейские и научные представления о психических процессах и явлениях. Характеризует методы научного психологического исследования.
- Классифицирует виды ощущений по разным основаниям и дает их характеристику. Выделяет свойства восприятия и характеризует особенности восприятия пространства и времени. Классифицирует разные виды внимания, описывает их свойства и объясняет основные модели внимания.
- Дает характеристику разным видам памяти. Описывает основные закономерности мнемических процессов. Дает характеристику разным видам мышления. Анализирует взаимосвязь процессов мышления и речи.
- Описывает основные теории научения. Анализирует базовые закономерности формирования новых знаний и навыков.
- Выделяет разные виды потребностей и характеризует особенности каждой из них. Описывает основные положения теории мотивации А. Маслоу и теории самодетерминации.
- Объясняет основные теории эмоций. Объясняет взаимосвязь эмоциональных и когнитивных процессов. Анализирует роль эмоций в процессах совладания.
- Характеризует психоаналитический, поведенческий, гуманистический, факторный и социально-когнитивный подходы к пониманию личности. Описывает основные свойства темперамента, характера и способностей.
- Выявляет отличительные характеристики социальной реальности и описывает процессы ее формирования. Описывает структуру и функции социальных представлений.
- Описывает структуру и свойства социальных схем и скриптов. Анализирует процессы атрибуции. Выявляет когнитивные искажения, связанные с особенностями хранения социального знания и атрибутивных процессов.
- Описывает структуру, виды и функции общения. Анализирует коммуникативные барьеры в процессе общения и планировать способы их преодоления.
- Анализирует причины и последствия конформного и неконформного поведения. Описывает роль социальных инноваций в динамике группы и общества.
- Описывает психологические процессы, происходящие в массах и организованных группах. Описывает процессы формирования социальной идентичности и ее влияние на поведение. Анализирует причины межгрупповых конфликтов и роль массовой коммуникации в их возникновении и разрешении.
- Анализирует когнитивные и мотивационные причины социальных конфликтов и противоречий. Описывает роль массовой коммуникации в их возникновении и профилактики.
- Выделяет основные факторы убедительности коммуникативных сообщений в межличностной и массовой коммуникации. Выявляет признаки манимуляции в процессе коммуникации.
- Характеризует специфику процесса массовой коммуникации в различных сферах.
- Анализирует психологические механизмы воздействия массовых коммуникаций и применяет эти знания при анализе реальных сообщений.
- Описывает и характеризует феномены межличностного и институционального доверия, определяет их роль в процессах массовой коммуникации.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Психология как наука
- Тема 2. Ощущение, восприятие и внимание
- Тема 3. Память, мышление и речь
- Тема 4. Формирование навыков: научение, учение и обучение
- Тема 5. Потребности и мотивы
- Тема 6. Эмоции
- Тема 7. Личность и индивидуально-типологические различия
- Тема 8. Социальная реальность и социальные представления
- Тема 9. Социальное познание
- Тема 10. Межличностное общение
- Тема 11. Групповое давление
- Тема 12. Психология больших социальных групп
- Тема 13. Социальные конфликты и противоречия: причины, способы их разрешения и роль в этом массовой коммуникации.
- Тема 14. Убеждающая коммуникация
- Тема 15. Практическая массовая коммуникация в разных сферах общественной жизни.
- Тема 16. Психологические аспекты планирования реализации информационных кампаний в средствах массовой коммуникации
- Тема 17. Доверие в коммуникации
Элементы контроля
- КейсКейс выполняется в группах из 3 человек. Целью кейса является анализ сообщений в средствах массовой информации, посвященных какому-либо событию, произошедшему в течение десяти недавних лет (с 2011 по 2021 год). Эти события могут касаться политической, экономической, спортивной жизни, другим событиям, которые вызвали заметный общественный резонанс и освещались в разных СМИ. Необходимо найти и проанализировать не менее трех материалов в СМИ, посвященных выбранному событию. Крайне желательно, чтобы в этих материалах информация подавалась с разных точек зрения и позиций, были ориентированы на разные целевые аудитории по социальным (пол, возраст, образование, место жительства, уровень дохода и т.д.) и психологическим (какие базовые убеждения, ценности, взгляды, стереотипы характерны для ЦА) характеристикам. Предмет анализа – механизмы убеждающей коммуникации в анализируемых сообщениях. В качестве анализируемых сообщений могут быть использованы материалы как традиционных средств массовой информации (включая интернет-сайты информационных агентств и интернет-издания и порталы), так и информационные каналы в социальных сетях (rutube, VK видео, телеграм и др.) с широким охватом аудитории (не менее 20 тыс. подписчиков). Не стоит брать для анализа краткие новостные сообщения, желательно использовать развернутые материалы (ориентировочно, но не строго обязательно, не менее 1000 слов для текстовых сообщений; не менее 5 минут для видеоматериалов), поскольку именно в них чаще всего наиболее активно используются приемы убеждающей коммуникации. Презентация кейса состоит из последовательного анализа каждого из анализируемого сообщения в СМИ, после чего следует их сравнительный анализ. Примерный план анализа информационных материалов: • заголовок и начало сообщения; • аспекты события, которые описаны в сообщении и на которых сделан акцент; • точки зрения на событие, которые описаны в сообщении; • описание участников событий; • оценка описываемых событий в сообщении; • дополнительные материалы, использованные в сообщении (эксперты, данные статистики и т.д.); • связь с другими событиями; • влияние сообщения на эмоциональное состояние аудитории. При анализе каждого пункта следует указывать, какие именно механизмы убеждающей коммуникации в каждом конкретном случае будут эффективны для целевой аудитории каждого сообщения (как и в каких выражениях описаны события, какие оценочные высказывания использовались, какие рациональные и эмоциональные компоненты сообщения должны побуждать аудиторию принять ту или иную точку зрения и т.д.). Примерные параметры сравнительного анализа: • задействованные каналы коммуникации: центральный и/или периферический; • задействованные процессы влияния: эвристические/систематические, эмоциональные/рациональные, первого/второго типа и т.д.; • целевая аудитория (на кого окажет наибольшее влияние. ВАЖНО: речь идет не о целевой аудитории СМИ, которое опубликовало сообщение, а о целевой аудитории самого сообщения, она определяется на основании содержания и формы самого сообщения); • возможный эффект на социальные установки, межгрупповые отношения, социальное поведение и т.д. Презентации предварительно загружаются в систему смартЛМС, а затем представляются на последних семинарских занятиях в конце 3 модуля. Время презентации – не более 10 минут, не более 15 минут – дискуссия и ответы на вопросы.
- Итоговый тестИтоговый тест выполняется очно в компьютерных классах в системе смартЛМС. Прохождение теста с личных ноутбуков не разрешается. При прохождении теста запрещено использование личных смартфонов и открытие дополнительных вкладок браузера.
- Дополнительные заданияПреподаватель имеет право давать дополнительные практические задания, связанные с организацией и проведением исследований. По желанию студента выполнение таких заданий может быть включено в итоговую оценку с коэффициентом не более 0,05 (при оценке выполнения заданий по 10-балльной шкале).
- Контрольная работаКонтрольная работа по материалам, рассмотренным в темах 1-7. Проводится в компьютерных классах с использованием SmartLMS. Прохождение теста с личных ноутбуков не разрешается. При прохождении теста запрещено использование личных смартфонов и открытие дополнительных вкладок браузера
- ДокладЦель доклада – более подробное изложение отдельных тем, которые не затрагиваются или затрагиваются только кратко в материалах лекций и рекомендованной литературе по теме семинарских занятий. Время презентации – не более 15 минут, время ответов на вопросы – не более 10 минут.
- Активность на семинарских занятияхОценивается активность студента на семинарских занятиях при ответе на вопросы для подготовки, а также участие в интерактивных формах работы.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.25 * Активность на семинарских занятиях + 0.1 * Доклад + 0.3 * Итоговый тест + 0.15 * Кейс + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
- Гулевич, О. А. Психология массовой коммуникации: от газет до интернета : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12406-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476595 (дата обращения: 27.08.2024).
- Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 524 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02583-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468313 (дата обращения: 27.08.2024).
- Общая психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2015
- Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
- Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе ; Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова ; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 622 с: ил., - ISBN 978-5-238-00713-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028704
Рекомендуемая дополнительная литература
- Антонова, Н. В. Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для вузов / Н. В. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 373 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00520-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468723 (дата обращения: 27.08.2024).
- Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для вузов / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08188-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468779 (дата обращения: 27.08.2024).
- Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 272 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09111-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471015 (дата обращения: 27.08.2024).
- Век толп : исторический трактат по психологии масс, Московичи, С., 2011
- Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06615-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471447 (дата обращения: 27.08.2024).
- Величковский, Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / Б. М. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 386 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06807-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471754 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10719-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472845 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05490-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469052 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гулевич, О.А. Социальная психология справедливости : монография / О.А. Гулевич. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. - 284 с. - ISBN 978-5-9270-0221-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059532
- Зарубежная социальная психология XX столетия : теорет. подходы: учеб. пособие для вузов, Андреева, Г. М., 2002
- Изард, К.Э. Психология эмоций : учебник / К.Э. Изард. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 464 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-314-00067-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055372 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055372
- Ильин, Е.П. Психология доверия : монография / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 288 с. - ISBN 978-5-496-00017-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055328 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055328
- Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 440 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03322-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469164 (дата обращения: 27.08.2024).
- Корягина, Н. А. Социальная психология : учебник для бакалавров / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 492 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3024-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444265 (дата обращения: 28.08.2023).
- Корягина, Н. А. Социальная психология: теория и практические методы : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01491-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469245 (дата обращения: 27.08.2024).
- Куликов, Л. В., Психология эмоций и чувств : учебное пособие / Л. В. Куликов, Д. А. Донцов. — Москва : Русайнс, 2021. — 246 с. — ISBN 978-5-4365-8276-4. — URL: https://book.ru/book/941652 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия : монография / А.Б. Купрейченко. - Москва : Институт психологии РАН, 2008. - 571 с. - ISBN 978-5-9270-0126-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058919
- Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
- Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472179 (дата обращения: 27.08.2024).
- Психология влияния : как научиться убеждать и добиваться успеха, Чалдини, Р. Б., 2019
- Психология влияния : убеждай, воздействуй, защищайся, Чалдини, Р. Б., 2019
- Психология влияния. 5-е изд. - 978-5-496-01033-7 - Чалдини Р. - 2014 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/21895 - 21895 - iBOOKS
- Психология доверия : учеб. пособие для вузов, Скрипкина, Т. П., 2000
- Психология доверия и недоверия, Купрейченко, А. Б., 2008
- Психология доверия, Ильин, Е. П., 2013
- Психология коммуникации : учеб. пособие, Гулевич, О. А., 2008
- Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., 2001
- Психология личности, Капрара, Дж., 2003
- Психология масс, Ольшанский, Д. В., 2001
- Психология массовых коммуникаций : учебник / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — Москва. : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 303 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/23673. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1048186
- Психология массовых коммуникаций : учебник и практикум для академического бакалавриата, Антонова, Н. В., 2015
- Психология массовых коммуникаций, Харрис, Р. Д., 2003
- Психология потребительского поведения, рекламы и PR : учебное пособие для вузов, Антонова, Н. В., 2017
- Психология социального познания : учеб. пособие для вузов, Андреева, Г. М., 2005
- Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования : учебное пособие / Ю.Е. Кравченко. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 544 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047291
- Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2006
- Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич, О. А., 2015
- Социальная психология массовой коммуникации : учеб. пособие для вузов, Богомолова, Н. Н., 2010
- Социальная психология справедливости, Гулевич, О. А., 2011
- Социальная психология, Тейлор, Ш., 2004
- Социальная психология. Интенсивный курс, Майерс, Д., 2004
- Социальная психология. Теория и практика : учебник для вузов, Корягина, Н. А., 2014
- Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания, Бергер, П., 1995
- Социальные коммуникации : учеб. пособие для вузов, Болотова, А. К., 2008
- Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Болотова, А. К., 2016
- Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393