Бакалавриат
2024/2025
Операционный менеджмент и управление процессами
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Операционный менеджмент и управление процессами (OM) лежит в основе любого бизнеса. ОМ связан с бизнес-процессами, которые преобразуют входные ресурсы (материалы, информацию, клиентов) в выходные результаты (продукты, услуги, довольных и обслуженных клиентов). Все, что нас окружает (чашка кофе, компьютер, стол, телефон, интернет, знания в обществе), создано при помощи ОМ. OM охватывает гораздо больший функционал, не ограничиваясь только тем, что происходит на производственных площадках таких компаний, как НЛМК, УГМК, Газпромнефть, Toyota, Siemens, Технониколь и других (хотя управление производством важно и составляет серьезную часть OM). Большая часть сотрудников и активов в компаниях задействована в операционной деятельности. Более того, даже финансовые организации, IT фирмы, медиа-компании, некоммерческие организации и госструктуры зависят от своих операционных возможностей. В условиях глобальных вызовов и цифровизации процессов OM является ключом для обеспечения конкурентных преимуществ, а иногда и выживания бизнеса.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с основными принципами функционирования операционного менеджмента и его ключевыми подходами и методами
- Формирование представлений о принципах принятия операционных улучшений в менеджменте
- Развитие навыков критического мышления с целью анализа происходящих в организациях явлений
- Совершенствование навыков выстраивания аргументации собственной позиции по проблемам экономической политики
- Развитие креативности в рамках командной работы при реализации комплексных подходов (например, метода А3)
Планируемые результаты обучения
- Выявляет потоки, анализирует и классифицирует процессы в организации с помощью освоенных инструментов операционного менеджмента
- Отбирает и применяет ключевые концепции операционного менеджмента для разработки или совершенствования операционной стратегии и операционной системы компании.
- Строит карты потока создания ценности, находит узкие места, прорабатывает (выбирает, критически анализирует и отбирает) и предлагает мероприятия для улучшений.
- Выбирает и использует инструменты и методы решения проблем, производит операционные улучшения с использованием метода А3.
- Может обозначить новые технологии и охарактеризовать суть цифровизации, а также объяснить, как они влияют на операционный менеджмент.
Содержание учебной дисциплины
- Операция. Процесс. Операционная система. Операционный менеджмент.
- Поток и мощность
- Операционные стратегии и поток
- Управление качеством
- Операционные улучшения и развитие производственной системы
- Операционные (производственные) системы
Элементы контроля
- Проект А3Командный проект А3 операционных улучшений. Тема проекта должна быть согласована с преподавателем. Выбирается организация/процесс, которые легко доступны студентам для изучения. Презентация готовится в группах 3-5 чел. по согласованию с преподавателем.
- Экзаменационный кейсЭкзамен проходит в асинхронном формате. В начале выдается задание - мини-кейс. Для решения мини-кейса предлагается использование инструментов, разобранных на семинарах и лекциях. Студентам направляется файл-задание и шаблон для решения в формате pptx. Выдается время, в течение которого файл с решением необходимо загрузить в систему Smart LMS.
- Решение кейсов на семинарахНа нескольких семинарах студенты в командах решают кейсы. Оценка выставляется по итогам работы и защиты командного решения кейса на семинаре.
- ТестированияНебольшой тест в начале семинара на 10 мин по пройденному материалу. Состоит из закрытых и открытых вопросов. Тест проводится на платформе Smart LMS, Яндекс формы или иной.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Проект А3 + 0.2 * Решение кейсов на семинарах + 0.2 * Тестирования + 0.35 * Экзаменационный кейс
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Производственная система Тойоты : уходя от массового производства, Оно, Т., 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alpina - 18777 - Б. Блохин; Д.Коллинз - Больше, чем бизнес: Как преодолеть ограничения и построить великую компанию - 9785961423679 - Альпина Паблишер - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/18777
- Alpina - 195 - Д.Лайкер - Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира - 9785961426793 - Издательская группа «Точка» - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/195
- Alpina - 64 - Д.Лайкер; Д.Майер - Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota - 9785961426779 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/64
- Introduction to manufacturing : an industrial engineering and management perspective, Baudin, M., 2023
- Khojasteh, Y. (2018). Production Management : Advanced Models, Tools, and Applications for Pull Systems. Boca Raton, FL: Productivity Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1556602
- Догнать зайца : как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь, Спир, С., 2021
- Критическая цепь, Голдратт, Э. М., 2018
- Метод А3 в управлении компанией : как создать среду развития и сотрудничества, Шук, Дж., 2021
- Понимание вариабельности как ключ к устранению организационного хаоса, Уилер, Д., 2020
- Сиртаки по-японски : о производственной системе Тойоты и не только, Деннис, П., 2019