Магистратура
2024/2025
Экономика медиа
Статус:
Курс обязательный (Интерактивные медиа и цифровые индустрии)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Интерактивные медиа и цифровые индустрии
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина "Экономика медиа" посвящена изучению медиа как индустрии и рынка. В процессе изучения программы медиаиндустрия рассматривается как часть национальной экономики и как ее специфический сегмент. Изучаются основные блоки медиасистемы и влияние на них макроэкономических процессов. В рамках курса студенты изучают основные понятия экономики массмедиа, роль материальных и нематериальных активов, учатся анализировать образование стоимости в медиабизнесе, знакомятся с принципами управления рисками. Студенты знакомятся со спецификой медиапродукта и источниками дохода медиакомпаний. Курс также рассматривает рыночные и нерыночные факторы влияния на медиабизнес, источники финансовых ресурсов в медиакомпаниях.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать понимание продукта, производимого медиакомпаниями, научить видеть причинно-следственные связи в медиабизнесе, особенности медиапродукта и рынков, на которых действует медиаиндустрия.
- Научиться анализировать поведение медиакомпании с помощью инструментов стратегического анализа, уметь выявлять, формулировать и грамотно аргументировать риски для компании и предлагать решения, идентифицировать и формулировать политико-экономические и социальные факторы, влияющие на медиабизнес на примере конкретных медиакомпаний.
- Научиться работать с показателями деятельности компаний, финансовой отчетностью компаний, сравнивать показатели между собой и делать выводы.
- Научиться определять бизнес-модели, по которым работают медиакомпании, оценивать риски и понимать принципы управления ими.
- Понимать причины убыточности или доходности медиапроектов.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии различные бизнес-модели и источники финансирования.
- Объясняет роль и место медиаэкономики в национальной экономике, формулирует и может оценить влияние макроэкономических процессов на медиаиндустрию и на ее отдельные сегменты.
- Различает границы применимости разных бизнес-моделей для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
- Оценивает инвестиционную привлекательность и рыночную перспективу разных направлений медиабизнеса.
- Аргументирует необходимость и релевантность применения определенных моделей инвестирования для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
- Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии понятие platform commerce и объясняет, как изменяется медиаландшафт под влиянием маркетплейсов и социальных сетей.
- Называет базовые понятия бухгалтерского учета, необходимые для работы с финансовой отчетностью. Объясняет разницу между бухгалтерским и управленческим видами учета, принципы их формирования.
- Объясняет и формулирует понятия медиасистема, медиаиндустрия, медиаконтент, медиааудитория, а также применяет эти понятия на практике.
- Выделяет конкурентов конкретного медиапроекта.
- Объясняет бюджетный процесс медиакомпании и определяет, что такое бизнес-план проекта.
Содержание учебной дисциплины
- Медиаиндустрия как сегмент креативной индустрии и часть ВВП
- Макроэкономика и экономика медиа
- Производство, конкуренция, активы и оценка рынка в медиаиндустрии
- Управление активами, бизнес-модели, финансовый учет в медиаиндустрии
- Бизнес-модель медиа (для ОП "Медиаменеджмент")
- Специфика медиабизнеса (для ОП "Медиаменеджмент")
- Сетевые эффекты в медиаэкономике (для ОП "Медиаменеджмент")
- Бюджетирование медиа (для ОП "Медиаменеджмент")
- Оценка и финансовое прогнозирование (для ОП "Медиаменеджмент")
- Введение в экономику медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
- Традиционные и новые медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
- Эластичность спроса в медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
- Бизнес-модели и финансирование медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
- Финансовая отчетность медиакомпаний (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
- Медиабизнес и запуск нового проекта в медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
Элементы контроля
- Посещаемость лекций (Бергер М.Л.)
- Активность на лекциях (Бергер М.Л.)
- Тест по лекциям (Бергер М.Л.)
- Домашнее задание и работа на семинарах (Казакова Ю.В., Казакулова Г.Р.)
- Итоговый проект в рамках семинаров (Казакова Ю.В., Казакулова Г.Р.)
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.1 * Активность на лекциях (Бергер М.Л.) + 0.25 * Домашнее задание и работа на семинарах (Казакова Ю.В., Казакулова Г.Р.) + 0.35 * Итоговый проект в рамках семинаров (Казакова Ю.В., Казакулова Г.Р.) + 0.1 * Посещаемость лекций (Бергер М.Л.) + 0.2 * Тест по лекциям (Бергер М.Л.)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Compaine, B. (2003). The Economics and Financing of Media Companies (Book). Journal of Media Economics, 16(3), 207. https://doi.org/10.1207/S15327736ME1603_5
- Doyle, G. (2002). Media Ownership : The Economics and Politics of Convergence and Concentration in the UK and European Media. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251316
- Entertainment industry economics : a guide for financial analysis, Vogel, H. L., 2001
- Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003
- Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Tobias M. Scholz. (2019). ESports Is Business : Management in the World of Competitive Gaming. Palgrave Pivot.