Магистратура
2024/2025
Мемы в структуре вирусной коммуникации
Статус:
Курс по выбору (Интерактивные медиа и цифровые индустрии)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Шомова Светлана Андреевна
Прогр. обучения:
Интерактивные медиа и цифровые индустрии
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Мемы и вирусный контент в целом – значимая часть современного интернет-пространства. Предлагаемый экспериментальный курс нацелен не только на знакомство с сущностью, историей, характеристиками, жизненным циклом мема как феномена культуры, но и на понимание механизмов «виральности» информации и – самое главное – изучение основ работы с мемом как прагматическим инструментом политических коммуникаций, торгового маркетинга, креативных индустрий.
Цель освоения дисциплины
- Изучение теоретических основ вирусной коммуникации и определение места меметического контента в ее структуре.
- Осмысление сущности мема как феномена: его понятия, характеристик, типологических разновидностей.
- Анализ механизмов виральности информации, способов сделать сообщение вирусным.
- Овладение базовыми навыками работы с мемом в политических и маркетинговых коммуникациях, в сфере креативных индустрий (музеи, выставки и т.д.).
Планируемые результаты обучения
- Знаком с необходимым тезаурусом в сфере вирусных коммуникаций.
- Ориентируется в дискуссионной повестке современной теории мема.
- Владеет базовыми методами анализа меметического контента (семантическим, семиотическим и т.д.) и его типологизации.
- Понимает ведущие механизмы виральности контента.
- Представляет основные коммуникативные возможности мема в политических и маркетинговых коммуникациях, в сфере креативных индустрий, владеет базовыми навыками работы с мемом.
Содержание учебной дисциплины
- Мем, медиамем, интернет-мем: к вопросу о сущности понятия
- Современная типология мемов: жанры, виды и классы
- Феномен виральности: как сообщение становится мемом?
- Мем в современных политических и социальных коммуникациях
- Мемы и бренды: от коммерции до арт-объекта
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Домашнее задание + 0.5 * Итоговое задание + 0.1 * Посещаемость + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Шомова, С. А. Мемы как они есть : учебное пособие / С. А. Шомова. — Москва : Аспект Пресс, 2019. — 136 с. — ISBN 978–5–7567–1017–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122994 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кастельс, М. Власть коммуникации : учебное пособие / М. Кастельс , под редакцией А. И. Черных , перевод с английского А. А. Архиповой. — 3-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 591 с. — ISBN 978-5-7598-2119-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173399 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.