• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Семинар наставника

Статус: Курс обязательный (Инженерия данных)
Направление: 09.04.04. Программная инженерия
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Инженерия данных
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой ключевую часть образовательного процесса магистратуры для будущих дата-инженеров. В ходе обучения студенты будут вовлечены в обмен опытом с профессионалами в области дата-инженерии, которые выступят в роли наставников. В рамках семинара студенты будут работать над реальными проектами, применяя свои навыки в практических задачах под руководством наставников. Семинар также будет посвящен развитию мягких навыков, таких как коммуникация, руководство, аналитическое мышление и принятие решений, что является важным аспектом успешной карьеры в данной области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Узнать о передовых технологиях и лучших практиках в индустрии
  • Понимать, как инструменты инженерии данных применяются в российских компаниях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оценивает личный уровень сформированности профессиональных компетенций
  • Проводит мониторинг формирования профессиональных компетенций в соответствии с индивидуальной траекторией
  • Формирует индивидуальную траекторию профессионального развития
  • Формулирует личную цель профессионального развития
  • Знание профессиональных требований, предъявляемых рынком труда, к выбранному направлению профессионального развития.
  • Понимание актуальных направлений развития современного data engineering
  • Определять значение и роль данных в современном бизнесе и технологиях, тренды развития профессии, профессиональные требования, предъявляемые рынком
  • Оценивать личный уровень сформированности профессиональных компетенцией
  • Работать с основными командами Linux: навигация по файловой системе, управление файлами и каталогами, работа с процессами.
  • Подготавливать конфигурационные файлы для формирования системы.
  • Выполнять основные команды Git: инициализация репозитория, добавление и коммит изменений, просмотр истории.
  • Работать с удаленными репозиториями: настройка и использование GitHub, GitLab.
  • Создавать свой репозиторий, простые проекты в Git, выполнять операции с ветками.
  • Выполнение основных команд и сценариев: работа с файлами и каталогами, перенаправление ввода/вывода, использование пайпов.
  • Написание и выполнение скриптов, использование переменных и аргументов командной строки.
  • Автоматизация рутинных задач: создание скриптов для автоматизации процессов сбора и обработки данных.
  • Работа удаленно с серверами, передает файлы, выполнение настройки сетевого взаимодействия с помощью SCP и SFTP, обеспечение удаленного выполнения команд.
  • Владение навыками развертывания своей экосистемы на своем ПК.
  • Настройка и запуск контейнеров для различных приложений, используемых в процессе обработки данных.
  • Написание и оптимизация Dockerfile для автоматической сборки образов, содержащих необходимые зависимости и настройки.
  • Настройка сетевых взаимодействий между контейнерами и внешними сервисами.
  • Выполнять настройку и конфигурацию систем мониторинга: установка, настройка агентов и интеграция с источниками данных.
  • Выполнять анализ и визуализация данных мониторинга: создание дашбордов, настройка алертов.
  • Работать и настраивать Prometheus, Grafana, ELK stack на углубленном уровне
  • Реализовать основные возможности PyTest: написание тестов, использование фикстур и параметризация тестов.
  • Выполнять организацию тестов: структура тестового проекта, группировка и маркировка тестов.
  • Выполнять запуск и анализ результатов тестирования: использование различных опций командной строки, интерпретация результатов.
  • Реализует основы работы с RESTful API: принципы REST, основные методы HTTP-запросов.
  • Выполняет интеграцию с внешними API: аутентификация, обработка запросов и ответов.
  • Владеет навыками взаимодействия с API сервисами и создает свои API сервисы.
  • Настраивать пайплайны для автоматической сборки и тестирования кода при каждом изменении в репозитории.
  • Настраивать мониторинг для отслеживания выполнения пайплайнов CI/CD и автоматического уведомления о сбоях.
  • Использовать системы контроля версий для отслеживания изменений в коде и конфигурациях дата-приложений.
  • Создавать модели машинного обучения, используя данные из блокчейна, для прогнозирования трендов и определения аномалий.
  • Навыки построения, тренировки и оптимизации моделей машинного обучения.
  • Навыки разработки и развертывания API, что позволяет интегрировать модели в приложения и предоставлять доступ к предсказаниям.
  • Навыки совместной работы в командах.
  • Умение представлять и объяснять свои идеи и результаты
  • Навыки эффективного планирования времени и ресурсов.
  • Повышение уровня организованности и способности к быстрой адаптации в условиях ограниченных временных рамок.
  • Навыки критического мышления, способность находить креативные решения и адаптироваться к возникающим проблемам в процессе работы.
  • Составлять эффективное резюме.
  • Проходить технические собеседования и выполнять тестовые задания.
  • Составлять портфолио дата-инженера в Git.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в Data Engineering
  • Практика по работе с Linux для инженеров данных
  • Практика по работе с Git
  • Работа с оболочкой Bash для решения задач в области инженерии данных
  • Работа с серверами и протокол удаленного управления SSH
  • Работа с Docker
  • Работа с системами мониторинга данных
  • Использование PyTest в инженерии данных
  • Использование API в инженерии данных
  • CI/CD: практика и кейсы
  • Использование блокчейн технологий и криптовалют в контексте анализа данных
  • Машинное обучение: кейсы и аналитика
  • Мини-хакатон
  • Развитие карьеры инженера данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задания с проверкой преподавателем
    Результаты выполнения домашних заданий с проверкой преподавателем не подлежат пересдаче на повышенное количество баллов. Повторная сдача задания в случае получения оценки «неудовлетворительно» возможна только по окончанию экзаменационной сессии. При повторной сдаче студенты выполняют то же самое задание, но на основе другого проекта (варианта). Критерии оценки задания в случае пересдачи остаются теми же. Процедура сдачи: 1. Студент выполняет все предлагаемые этапы задания (для каждого задания предусмотрены индивидуальные требования). 2. Студент прикрепляет ссылку на выполненное задание в GitHub. По ссылке есть доступ. 3. Преподаватель в лмс оставляет обратную связь на выполненную работу
  • неблокирующий Задания с самопроверкой по чек-листу
    Процедура пересдачи: Результаты текущего контроля учебной деятельности (выполнение домашнего задания по чек-листу) студентов по дисциплине не подлежат пересдаче на повышенное количество баллов. Процедура сдачи: 1. Студент выполняет все предлагаемые этапы задания. 2. Студент прикрепляет ссылку на выполненное задание в GitHub. По ссылке есть доступ.
  • неблокирующий Мини-хакатон
    Результаты мини-хакатона не подлежат пересдаче на повышенное количество баллов. Процедура сдачи: 1. Подготовка (1 неделя до мероприятия) - Определить тему хакатона. - Подготовить необходимые ресурсы: данные, документацию, инструменты. - Создать группы участников (по 3-5 человек). 2. Реализация (на заключительном вебинаре 3 модуля). Команды работают над проектами: - Проводят анализ данных: работа с предоставленными наборами данных. - Создают пайплайны: обработка и трансформация данных. - Визуализация: создание отчетов или дашбордов. 3. Подготовка презентации: - Каждая команда готовит краткую презентацию (3-5 минут) своего проекта. - Определение ключевых моментов: проблема, решение, демонстрация работы. 4. Презентация проектов и обсуждение результатов - Команды по очереди представляют свои проекты - Команды получают обратную связь от преподавателя.
  • неблокирующий Портфолио
    Результаты контроля учебной деятельности (подготовка портфолио) студентов не подлежат пересдаче на повышенное количество баллов. Процедура сдачи: Результатом работы студента в течении 4-х модулей является портфолио —документ, созданный репозиторий в Git. Название репозитория должно содержать номер группы, фамилию, имя студента. В течении обучения студент выполняет домашние задания, загружает в личный репозиторий в Git и формирует портфолио. Студент так же может сохранять в репозиторий проекты других дисциплин.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Задания с проверкой преподавателем * 0.4 + Задания с самопроверкой по чек-листу * 0.1 + Мини-хакатон * 0.4 + Портфолио * 0.1
  • 2024/2025 4th module
    Задания с проверкой преподавателем * 0.4 + Задания с самопроверкой по чек-листу * 0.1 + Мини-хакатон * 0.4 + Портфолио * 0.1
  • 2025/2026 2nd module
    Задания с проверкой преподавателем * 0.4 + Задания с самопроверкой по чек-листу * 0.1 + Мини-хакатон * 0.4 + Портфолио * 0.1
  • 2025/2026 3rd module
    0.4 * Задания с проверкой преподавателем + 0.1 * Задания с самопроверкой по чек-листу + 0.4 * Мини-хакатон + 0.1 * Портфолио
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Вьяс, Д. Kubernetes изнутри / Д. Вьяс, К. Лав , перевод с английского А. Н. Киселева. — Москва : ДМК Пресс, 2023. — 378 с. — ISBN 978-5-93700-153-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/314942 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гаврилов, М. В.  Информатика и информационные технологии : учебник для вузов / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 355 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15819-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509820 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Заяц, А. М. Инструментальные средства инфокоммуникационных систем. Теория и практика / А. М. Заяц, А. А. Логачев. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 208 с. — ISBN 978-5-507-45681-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/311786 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Криптографические основы блокчейн-технологий / Е. А. Ищукова, С. П. Панасенко, К. С. Романенко, В. Д. Салманов. — Москва : ДМК Пресс, 2022. — 300 с. — ISBN 978-5-97060-865-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/314915 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Основы машинного обучения - Лимановская О.В., Алферьева Т.И. - ФЛИНТА - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1891377 - 957065 - ZNANIUM
  • Платонов, А. В.  Машинное обучение : учебное пособие для вузов / А. В. Платонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 85 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15561-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520544 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Программно-аппаратная защита информации - Хорев П.Б. - НИЦ ИНФРА-М - 2021 - https://znanium.com/catalog/product/1189342 - 111937 - ZNANIUM
  • Сейерс, Э. Х. Docker на практике / Э. Х. Сейерс, А. Милл , перевод с английского Д. А. Беликов. — Москва : ДМК Пресс, 2020. — 516 с. — ISBN 978-5-97060-772-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/131719 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Флах, П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных / П. Флах. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-97060-273-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69955 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Харенслак, Б. Apache Airflow и конвейеры обработки данных / Б. Харенслак, Р. Д. де , перевод с английского Д. А. Беликова. — Москва : ДМК Пресс, 2022. — 502 с. — ISBN 978-5-97060-970-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/241133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Хорев, П. Б. Программно-аппаратная защита информации : учебное пособие / П.Б. Хорев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 327 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1035570. - ISBN 978-5-16-015471-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1865598

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Трофимов, В. В.  Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / В. В. Трофимов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 390 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01937-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512726 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Касьяненко Дарья Алексеевна
  • Ахмедова Гюнай Интигам кызы