• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Проектный семинар "Управление командой"

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Формирование благоприятного климата в коллективе, профессиональное развитие членов команды и удержание талантливых сотрудников в современных реалиях является важнейшей задачей и ответственностью руководителей или лидеров проектных команд наряду с решение содержательных задач и достижением бизнес-результата.Целью проектного семинара «Управление командой» является формирование и анализ собственного опыта командной работы у студентов и развитие навыков организации командной работы.Курс предполагает сочетание как индивидуальной активности студента на семинарах, так и совместной работы команды в рамках выполнения итогового проекта по курсу. В рамках курса используются следующие форматы: мини-лекции, решение кейсов, критический анализ классических и современных теорий управления командой и ее развития, cквозная (итоговая) проектная работа по применения и анализу изученных методик.В случае успешного прохождения проектного семинара студент получает опыт как в организации командной работы, так и анализа различных аспектов командной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью проектного семинара «Управление командой» является формирование и анализ собственного опыта командной работы у студентов. Задачи проектного семинара: 1) изучение научно обоснованных моделей для анализа групповой динамики и командной работы; 2) анализ собственной студенческой команды; 3) развитие навыков организации командной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание возможностей использования модели И.Адизеса для постоянных команд.
  • Знание способов применения модели М.Белбина для проектных команд. Знание особенностей командных ролей.
  • Понимание истории возникновения команд. Стадии (этапы) формирования команды, командные эффекты.
  • Знание этапов превращения группы в команду по Д. Катценбаху и Д. Смиту
  • Знание стадий формирования высокоэффективной команды (Б. Такман)
  • Знание диагностической модели П. Ленсиони для определения командных пороков. Методы анализа командной деятельности
  • Управление командами в условиях неопределенности и стресса. Концепция тиминга Э.Эдмонсон.
  • Знание лидерских практик формирования команды.
  • Знание особенностей формирования предпринимательских команд.
  • Студенты знают, под воздействием каких социально-психологических механизмов эволюционирует группа/ Студенты понимают особенности групповой динамики на каждой стадии развития по модели Б. Такмана.
  • Умеют диагностировать свои роли свои ведущие и замещающие роли по модели М. Белбин Могут определять стиль ролевые репертуары других членов собственной команды Студенты смогут самостоятельно скорректировать видение своих ролей другими членами группы для эффективного командного взаимодействия, корректировать свой ИПР Студенты понимают, что такое командный профиль по модели М. Белбина, предлагают способы корректировки командного профиля.
  • Дифференцируют командные пороки по модели П. Ленсиони и объясняют их наличие на примере собственной студенческой команды. Знают способы преодоления командных пороков
  • Планируют и вырабатывают рекомендации в отношении изменения командного профиля с использование практик развития команды. Умеют выходить в рефлексивную позицию, анализировать неудачи и разрабатывать решения. Дифференцируют практики развития команды и объясняют целесообразность их использования для собственной студенческой команды. Использует релевантные практики развития команды для решения учебных задач проектного семинара.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Команда как способ организации работы.
  • Групповая динамика
  • Неформальная структура группы.
  • Симптомы нездоровой команды (пороки) и их преодоление
  • Современные вызовы управления командами в организациях
  • Особенности управления командой и приемы командообразования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Оцениваются активность работы на семинарских занятиях, качество аргументации и резюмирования во время обсуждений.
  • неблокирующий Индивидуальное эссе
    Оценка за исследовательскую работу в форме эссе выставляется преподавателем или ассистентом курса по 10-балльной шкале. Эссе выполняется каждым студентом индивидуально. Темы могут быть скорректированы по согласованию с преподавателем семинаров – так, чтобы у студентов внутри одной студенческой группы темы не повторялись. При написании работы рекомендуется использовать самостоятельно подобранные источники, предпочтительно академического характера и влиятельные бизнес-издания, если иное не обосновано целью работы. Для определения основных понятий и явлений можно использовать литературу из списка к курсу, но не ограничиваться ей.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится онлайн с прокторингом на платформе Start Exam (в компьютерных классах в кампусе), 30 минут и включает ответы на вопросы трёх типов, включая кейсы. Уровень А: для прямого воспроизведения основных определений, моделей, понятий и выводов (по материалу курса). Уровень В: понимать основные понятия, модели и выводы (необходимо продемонстрировать умение оперировать содержанием предмета, сравнивать и анализировать изученные теории и модели). Уровень С: понимать иллюстрации, практические приложения и примеры использования основных теорий, моделей и выводов (открытый вопрос или кейс). Процедура экзамена будет организована в компьютерных классах кампуса ВШБ.
  • неблокирующий Групповой проект по анализу команды
    В начале реализации дисциплины студенты передают преподавателю список своих групп (5-6 человек), в которых будет осуществляться работа на протяжении всего курса. В рамках итогового проекта студенты анализируют собственную группу с использованием изучаемых моделей и концепций, разрабатывают рекомендации по улучшению командной работы. Итоговый проект выполняется в формате отчета и презентации, суммирующих результаты командной диагностики по изученным в курсе моделям (семинары 1-5), с опорой на академическую литературу (научные статьи, учебники, результаты конференций) и другие авторитетные источники (бизнес-статьи, интервью, Ted-Talks и т. п.) . Объем: 2000-2500 слов. Защита презентаций проходит на семинаре 6 (9-10 слайдов). Комментарии: - Работа выкладывается 10.12. 2024 г. до 23.59 мск в формате doc с названием (группа_ Фамилия ИО_номер команды) в одноименную папку в smart lms или на другую платформу, согласованную преподавателем и студентами. - Работы принимаются с задержкой в 3 дня (по 13.12. 2024 г., до 23.59 мск) со штрафными баллами. За каждые сутки опоздания снимается 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.18 * Активность на семинарах + 0.4 * Групповой проект по анализу команды + 0.2 * Индивидуальное эссе + 0.22 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 24484 - (HBR) Коллектив авторов - Управление и лидерство для начинающих руководителей - 9785961482607 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/24484
  • Alpina - 894 - И. Адизес - Стили менеджмента — эффективные и неэффективные - 9785961433036 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/894
  • Взаимодействие в команде : как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний : пер. с англ., Эдмондсон, Э., 2019
  • Идеальный руководитель : почему им нельзя стать и что из этого следует, Адизес, И. К., 2023
  • Корниенко, В. И.  Командообразование : учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14723-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520204 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Корниенко, В. И.  Командообразование : учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14723-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544419 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Мастроджакомо, С. Инструменты командной работы: Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения и добиться высоких результатов : практическое руководство / С. Мастроджакомо, А. Остервальдер. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 322 с. - (Серия «Бизнес-модели Остервальдера»). - ISBN 978-5-9614-6416-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1905827
  • Развитие лидеров : как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей, Адизес, И. К., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 19139 - Д.Шервин; М.Шервин - Как создать настоящую команду: Алгоритмы, повышающие эффективность совместной работы - 9785961425864 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19139
  • Alpina - 23976 - А.Остервальдер; С.Мастроджакомо - Инструменты командной работы: Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения и добиться высоких результатов - 9785961479133 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23976
  • Alpina - 850 - И. Адизес - Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует - 9785961432817 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/850
  • Адизес И. - Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 160с. - ISBN: 978-5-00057-618-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91648
  • Команды в современных организациях +CD : учебник, Чанько, А. Д., 2011
  • Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2003
  • Работать надо по-другому : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2004
  • Типы ролей в командах менеджеров : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2003
  • Управление в эпоху кризиса : как сохранить ключевых людей и компанию, Адизес, И. К., 2015

Авторы

  • Филонович Сергей Ростиславович
  • Чеглакова Людмила Михайловна
  • Олешек Марина Дмитриевна
  • Ворогушин Егор Николаевич
  • Рыкина Мария Николаевна