2024/2025
Методология социологического исследования
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского
Когда читается:
2 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Пузанов Кирилл Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина "Методология социологического исследования" необходима для формирования у студентов представления о методологических принципах организации знания, полученного в ходе исследования, получения ими практических навыков формулирования исследовательского вопроса, разработки дизайна и инструментария исследования, приобретения ими базовых знаний об арсенале существующих методов сбора социологической информации. По итогам курса студенты должны научиться самостоятельно решать проблему адекватности теоретической концепции эмпирическому уровню исследования, а также овладеть методологическими, методическими и организационными основами исследовательской деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Знать основные принципы методологии социологического исследования, специфику применения базовых методов сбора информации в социальных науках (социологии, антропологии, социальной и культурной географии и т.д.).
- Уметь выбирать и применять основные методы сбора данных, интерпретировать получаемые результаты.
- Уметь планировать и организовывать сбор необходимой социальной и пространственное информации, оценивать надежность и валидность используемых методик, полученных данных.
- Иметь навыки подготовки и проведения исследования с помощью основных методов сбора данных (от постановки проблемы исследования до анализа данных и презентации результатов).
Планируемые результаты обучения
- ● Выбирать оптимальные методы исследования
- ● Выделять из исследований информацию, релевантную для принятия решений в городском планировании
- ● Выделять релевантную для исследования информацию из академической литературы, эмпирических статей, исследовательских отчётов
- ● Использовать релевантную литературу для получения необходимой информации
- ● Отличать различные методы исследования между собой
- ● Оценивать качество исследовательского инструментария и аргументировать своё суждение
- ● Предлагать решения, информированные научными исследовательскими данными (evidence-based)
- ● Разрабатывать и проектировать исследовательский дизайн, методы сбора данных
- ● Ставить исследовательскую задачу перед подрядчиком
- ● Формулировать выводы исследования на основе полученных данных
- ● Формулировать и описывать основные принципы социологического исследования
- ● Выделять сильные и слабые стороны эмпирических исследований
- ● Сравнивать результаты эмпирических исследований и оценивать их качество
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Концептуализация и операционализация
- Тема 2. Дизайн социологического исследования и выбор метода: различия количественных и качественных методов
- Тема 3. Контент анализ
- Тема 4. Количественные методы социологического исследования: создание анкеты
- Тема 5. Метод ментальной картографии
- Тема 6. Метод «Дифференциации городского пространства»
- Тема 7. Разработка гайда глубинного интервью или фокус-группы
- Тема 8. Логика научного текста
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st semester0.2 * "300 слов" + 0.3 * Контент анализ + 0.3 * Ментальные карты + 0.2 * Создание анкеты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Горшков, М. К. Прикладная социология + практикум в ЭБС : учебник и практикум для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, Б. З. Докторов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10789-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451003 (дата обращения: 27.08.2024).
- Горшков, М. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - Москва : Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; . ISBN 978-5-98281-155-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/147600
Рекомендуемая дополнительная литература
- Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003