2024/2025





Теория и практика внешкольного образования детей
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Внешкольное или дополнительное образование является важной частью современной образовательной экосистемы. Внешкольные занятия ассоциируются с положительными эффектами для образования и развития ребёнка. В то же время само внешкольное время тоже рассматривается в качестве ресурса для развития человеческого и культурного капитала. В России и многих странах бывшего Советского Союза система внешкольного образования наследует советский опыт, который был уникальным по ряду характеристик, в т. ч. охвату и доступности. Современные подходы к внешкольному образованию, которое является негарантированным и необязательным, учитывают диверсифицированных характер рынка провайдеров, активную роль семей, цифровую трансформацию общества и образования, инклюзию и глобализацию образования. Значительной проблемой внешкольного образования становится неравенство доступа. Значимыми для теории и практики внешкольного образования становятся вопросы педагогических кадров, их профессионального развития, обеспечения качества программ, эффективности управления, маркетинга и продвижения, регулирования и новых направлений, форматов – всё это вопросы, которые будут рассматриваться в рамках курса «Теория и практика внешкольного образования детей». Слушатели курса узнают не только об основных направлениях исследования внешкольного образования, а также теоретических основаниях и подходах, но и современные тренды внешкольного или дополнительного образования. Слушатели курса научатся разбираться в гигантском корпусе источников информации об внешкольном образовании, анализировать их и использовать в своей жизни и профессиональной деятельности.
Цель освоения дисциплины
- Представить теорию внешкольного образования детей, а также современные и актуальные подходы организации и управления системы внешкольного (дополнительного) образования и организаций внешкольного образования
- Сформировать навыки анализа актуальных трендов и практик внешкольного образования
Планируемые результаты обучения
- Знать основные теоретические подходы и исследовательские тренды во внешкольном образовании детей
- Знать и разбираться в основных принципах управления внешкольным образованием на разном уровне (от системы до организации)
- Знать основные направления и тренды практики современного внешкольного образования детей
- Уметь осуществлять проектирование в сфере управления и содержания внешкольного образования детей
Содержание учебной дисциплины
- История и теория внешкольного образования: основные этапы, подходы и эффекты
- Система внешкольного образования: государственная политика, регулирование, финансирование и приоритеты
- Управление внешкольной организацией: стратегия, кадры, качество
- Современные практики внешкольного образования
Элементы контроля
- Эссе "Современные вызовы и возможности дополнительного образования"Подготовьте эссе "Современные вызовы и возможности дополнительного образования", опираясь на материалы лекций и дисскусий в рамках семинаров, а также материалов для самостоятельного изучения.
- Итоговый тест
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.5 * Итоговый тест + 0.5 * Эссе "Современные вызовы и возможности дополнительного образования"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для вузов / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 277 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13273-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513032 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- История и теория дополнительного образования : учебное пособие для вузов / Б. А. Дейч [и др.] ; под редакцией Б. А. Дейча. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 239 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08752-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515103 (дата обращения: 27.08.2024).