2024/2025
Развитие межкультурного кругозора обучающихся в контексте глобального образования
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Колесников Андрей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина имеет целью познакомить студентов с организацией учебного процесса в области иностранных языков, в рамках которого решаются основные задачи глобального образования: формирование универсальной (целостной) картины мира, развитие языковой, полилингвальной и поликультурной эрудиции, развитие универсальных мыслительных операций, критического и креативного мышления с использованием ИЯ. Курс начинается с базовых теорий межкультурной коммуникации Э.Холла, Г.Хофстеде, Г.Малетцке и пр., которые помогают понять модель культуры как феномена и роль культурных универсалий (или, в терминах Малетцке, "структурных признаков культур") - отношения к времени, пространству, дистанции, черты "базовой личности" (культурообусловленное отношение к конфликту, компромиссу, гармонии, изменениям и пр.). Эти универсалии служат «мостиком» для перехода к методической части нашего курса, где они представлены в виде "метаконцептов", определяющих образовательную цель обучения языку. В контексте глобального образования каждый метаконцепт проходит не только "традиционный" путь - от языкового к коммуникативному уровню, но и включается в две образовательные "перспективы": вертикальную и горизонтальную. В "вертикальной" перспективе мы используем два методических приёма, взятых из кинематографа: переход от крупного к общему плану и наоборот. Это значит, что каждый метаконцепт рассматривается на уровне отдельного индивида, семьи, ближайшего окружения, родного города, родной страны и культуры, взаимодействия нескольких культур и, наконец, на уровне планеты / всего человечества - и наоборот. Завершается такая технология обязательным компонентом - выводами для себя: какую роль данный концепт должен играть в моей жизни, как должна измениться моя деятельность / моё поведение с учётом осмысления его глобального значения на всех названных уровнях. Тем самым реализуется принцип R.Hanvey "Think globally, act locally" в рамках «концентрической» логики организации учебного процесса. В "горизонтальной" перспективе интеграции тот же метаконцепт рассматривается с позиции взаимосвязи разных культурных сфер: повседневной культуры, профессиональной/деловой культуры, искусства, науки - и, наконец, его отражение в личной / индивидуальной культуре самого субъекта (учащегося). Тем самым мы приходим к достижению основного результата: самоопределение учащегося в контексте множества аспектов и уровней культуры, развитие личности, которая обладает многомерным и многосторонним видением мира как комплексного единства, состоящего из независимых факторов, феноменов и процессов.В качестве примеров используются английский и немецкий языки как иностранные.
Цель освоения дисциплины
- Формирование компетенций, обеспечивающих организацию учебного процесса в области иностранных языков, в рамках которого решаются основные задачи глобального образования: развитие межкультурного кругозора, формирование универсальной (целостной) картины мира, развитие языковой, полилингвальной и поликультурной эрудиции, развитие универсальных мыслительных операций, критического и креативного мышления с использованием ИЯ.
Планируемые результаты обучения
- Студенты применяют на практике принципы межкультурной коммуникации.
- Студенты применяют принципы и правила межкультурной коммуникации в современном образовательном контексте.
Содержание учебной дисциплины
- Межкультурная коммуникация как объект изучения
- Глобальное образование и обучение иностранным языкам
- Полилингвальное / поликультурное образование
- Анализ глобально ориентированных уроков на этапе среднего общего образования
- Анализ глобально ориентированных занятий на этапе высшего образования (языковой вуз)
- Проектирование авторских уроков / занятий
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Активность на занятии + 0.2 * Презентация + 0.4 * Проект + 0.2 * Тесты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Иноязычное образование и межкультурная коммуникация в поликультурном пространстве : сборник научных трудов / под редакцией А. Ф. Аитова [и др.]. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2019. — 146 с. — ISBN 978-5-87978-835-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118015 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Есмурзаева, Ж. Б. Global Education (глобальное образование): практикум : учебное пособие / Ж. Б. Есмурзаева. — Омск : Омский ГАУ, 2021. — 65 с. — ISBN 978-5-89764-988-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/197766 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02346-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511159 (дата обращения: 27.08.2024).
- Таратухина, Ю. В. Педагогика высшей школы в современном мире : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 217 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13724-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519611 (дата обращения: 27.08.2024).
- Таратухина, Ю. В. Теория и практика кросс-культурной дидактики : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00790-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512617 (дата обращения: 27.08.2024).