• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

История Древней Греции в науке XXI века

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов, интересующихся историей в самом широком смысле, поскольку несмотря на то, что речь пойдет об истории Древней Греции, будет прослежено влияние, которое оказала античная цивилизация на последующие периоды, от средневековья до современности. Курс строится на новейших научных результатах относительно истории Древней Греции: генетических, химических, географических, топографических и демографических исследованиях, а также дынных специальных исторических дисциплин, где первую скрипку играет археология. Новейшее изучение античной литературной и эпиграфической традиции также является неотъемлемой чертой курса. В первой части будут рассмотрены проблемы, связанные со становлением, развитием и крушением цивилизаций бронзового века: кикладской, минойской и микенской. Что представляет собой древнегреческий миф? Жил ли на самом деле Геракл, и какие исторические реалии зашифрованы в его подвигах? Что символизируют собой Тесей и Минотавр? Как погибли эгейские цивилизации бронзового века и что оставили потомкам? Что генетически общего между минойцами, микенцами и современными греками? Была ли глобализация в бронзовом веке? В первой части будут также затронуты вопросы, связанные с переходным периодом между бронзовым и ранним железным веком, когда в Греции зарождается новая – будущая классическая греческая цивилизации, достижения которой порой остаются непревзойденными и сегодня. Таким образом, первая часть курса полностью охватывает кейс от зарождения до гибели цивилизации, а также позволяет увидеть, как происходит трансформация человеческих сообществ в рамках новых условий – раннего железного века. Во второй части будут разобраны вопросы, связанные с историей Древней Греции архаического, классического и эллинистического периодов. Слушатели узнают, что представляют собой великие поэмы «Илиада» и «Одиссея» для современной цивилизации и что из их текстов является вымыслом, а что имеет исторические основания, включая главный вопрос: была ли Троянская война? С помощью современных методов исследования будет разобран вопрос становления древнегреческого города-государства (полиса). Помимо вопросов, связанных с общей древнегреческой культурой и историей, большое внимание будет уделено вопросу опыта страшной эпидении в Афинах 430-426 гг. до н.э., что является актуальным, учитывая нынешнюю эпидемию COVID. Участники курса узнают, что представляет собой «ловушка Фукидида» и о ее отражении в современной политики. Поднимется также вопрос античной демократии, насколько она близка современным демократиям? Будет рассмотрено также масштабное военной и культурное столкновение Запада и Востока, влияние политики Александра Македонского от древности до современности и многое другое.