• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

GR в инновациях и социальное проектирование

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Технологические и инновационные компании имеют хорошие возможности влиять на нормативно-правовое регулирование через обучение заинтересованных сторон, группы участников и профессиональные организации. Во вновь создаваемой реальности необходимо особое внимание уделять развитию отношений с органами государственной власти различных уровней, организаций и компаний с государственным участием, участвовать в разработке и реализации государственных программ и проектов, использовать цифровые инструменты мониторинга изменения законодательства в индустрии, создавать сеть защитников для возникающих новых ниш рынка или целых отраслей. Для этого необходимо уметь определять стратегию, планировать инвестиции, исследования, разработки и операции с учетом трансформации внешней среды и её влияния. Внешний рынок будет постоянно бросать вызов инновационным компаниям, а новые потрясения и возможности будут ставить вас в ситуации, когда придется проявлять независимое мышление и действовать быстро и решительно. Но не владея полной информацией о государственной политике и приоритетах, в соответствующих сферах экономики, действующих программах господдержки и развития, нормативно-правовом регулировании и ограничениях подобные решения могут обернуться крахом для любого, тем более, инновационного бизнеса. Почему быстро растущему технологическому бизнесу важно обучать общество инновационному и предпринимательскому мышлению, как построить устойчивые отношения с государством, как применять гибкое/развивающееся мышление [growth mindset] в этой деятельности, развивать внутри и вокруг компании необходимые компетенции и благоприятные для роста условия вы узнаете на курсе Школы инноватики и предпринимательства «GR в инновациях и социальное проектирование». В рамках курса студенты проходят интерактивное тестирование, решают и защищают актуальные кейсы, пишут творческую работу. Сумма баллов за все виды заданий станет результирующей оценкой за курс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - дать понимание студенту о том, с какими сложностями сталкиваются инновационные компании при взаимодействии с государственными институтами в контексте инновационных проектов, приводящих к социальным изменениям, какие существуют прямые и косвенные механизмы поддержки инноваций, о том, как создавать и лоббировать регуляторные документы, и, наконец, как государство определяет правила и стратегии сотрудничества для реализации инновационных инициатив. При этом на все эти вопросы важно получить разные точки зрения действующих представителей инновационной инфраструктуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Запомнить основные термины и концепции, связанные с GR (Government Relations), инновациями и социальным проектированием.
  • Освоят ключевые идеи о социальном проектировании и роли социальных институтов в изменениях.
  • Поймут взаимосвязь между государственными структурами и социальными институтами, опираясь на теории социального проектирования
  • Студенты смогут анализировать механизмы влияния государства на социальные изменения через стимулирование инноваций.
  • Способность применять принципы GR для решения задач социального проектирования в конкретных проектах.
  • Студенты смогут объяснить, как GR в инновациях влияет на социальные проектирование.
  • Применение методологии социального проектирования в разработке инновационных социальных проектов.
  • Способность интегрировать идеи из разных дисциплин для создания новых стратегий взаимодействия с государственными структурами.
  • Разработка комплексных социальных проектов, учитывающих идеи социальных изменений, на основе инноваций с помощью GR.
  • Студенты смогут оценивать эффективность взаимодействия между государством и обществом в контексте социальных изменений на основе инноваций.
  • Способность критически оценивать существующие социальные проекты и предлагать улучшения на основе анализа GR-стратегий
  • Создание стратегий взаимодействия между государственными, частными и общественными структурами для внедрения социальных изменений на основе инноваций.
  • Разработка проектов, в которых сочетаются идеи социального проектирования и международные подходы к социальным инновациям.
  • Создание новых моделей социального проектирования с интеграцией инноваций и GR.
  • Объединение методов GR с социальным проектированием для достижения конкретных инновационных целей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в GR и социальное проектирование
  • 2. Правовая и нормативная база GR
  • 3. Роль государства в инновациях и социальных изменениях
  • 4. Теория социального проектирования.
  • 5. Инновации и социальные проекты: стратегии взаимодействия с государством
  • 6. Лоббирование и разработка GR-стратегии
  • 7. Коммуникации и PR в GR
  • 8. Управление инновационными проектами и взаимодействие с государством
  • 9. Взаимодействие стартапов с государством
  • 10. Решения для автоматизации и упрощения выполнения требований законодательства и нормативного регулирования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Интерактивное тестирование
    Оценка за тесты (T) - это простая средняя оценка за каждый из 6 тестов, включающих 3-5 вопросов и заданий. Вопросы и задания тестов характеризуются 3 уровнями сложности: Простой (тестовый вопрос с несколькими вариантами ответов) - 1 балл; Средний (открытый вопрос) - 2 балла; Сложный (задание) - 3 балла.
  • неблокирующий Кейс
  • блокирующий Индивидуальное задание
    Индивидуальное задание на выбор: либо проект GR стратегии, либо глубокий анализ кейса технологической компании
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Индивидуальное задание + 0.3 * Интерактивное тестирование + 0.3 * Кейс
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Castells, Manuel. The Power of Identity : The Information Age - Economy, Society, and Culture, John Wiley & Sons, Incorporated, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=470449.
  • Goeldner, M., Kruse, D. J., & Herstatt, C. (2017). Lead user method vs. innovation contest: An empirical comparison of two open innovation methodologies for identifying social innovation for flood Resilience in Indonesia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.323EF336
  • GR и лоббизм : теория и технологии, учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой, 315 с., Ачкасова, В. А., Минтусов, И. Е., Филатова, О. Г., Баширов, М. Ф., Белоусов, А. Б., Большаков, С. Н., Быков, И. А., Дашевская, О. А., Дорский, А. Ю., Есипова, И. Ф., Киселев, К. В., Кулахметова, М. В., Побединский, И. М., Румянцев, О. Г., Самойленко, С. А., Сопов, И. А., Толстых, П. А., 2017
  • GR и лоббизм: теория и технологии : учебник для вузов / В. А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 438 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14000-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511288 (дата обращения: 27.08.2024).
  • GR. Практикум по лоббизму в России, Толстых, П.А., 2007
  • Introduction to strategic public relations : digital, global, and socially responsible communication, Page, J. T., 2019
  • Risk management. Problems & solutions = Управление рисками. Проблемы и решения, Beaver, W., 1995
  • Shaping the future of the fourth industrial revolution : a guide to building a better world, Schwab, K., 2018
  • Sociology, Giddens, A., 2021
  • Weibl, J., & Hess, T. (2019). Finding the Next Unicorn: When Big Data Meets Venture Capital. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3ECD08EF
  • Wolff, A. W., & Wessner, C. W. (2012). Rising to the Challenge : U.S. Innovation Policy for the Global Economy. Washington, D.C.: National Academies Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=476043
  • Zabihollah Rezaee, Judy Tsui, Peter Cheng, and Gaoguang Zhou. 2019. Business Sustainability in Asia : Compliance, Performance, and Integrated Reporting and Assurance
  • Институт лоббизма в XXI веке : сравнительный анализ, Каневский, П. С., 2020
  • Комплаенс - программа организации : практическое руководство, Черепанова, В. А., 2019
  • Кузнецов, П. А. Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии / П. А. Кузнецов. — Москва : Дашков и К, 2022. — 296 с. — ISBN 978-5-394-04020-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277166 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лоббизм как глобальный феномен : сравнительный анализ новейших лоббистских практик в США, Великоб... : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04, Сергунин, А. А., 2011
  • Метод стартапа : предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании, Рис, Э., 2018
  • Предпринимательство и стартапы : пер. с англ., , 2023
  • Развитие теории и методологии комплаенс-контроля общественно значимых организаций в аудиторской д... : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 5.2.3., Якимова, В. А., 2023
  • Социология. Общий курс, Тощенко, Ж.Т., 2001
  • Техника и наука как "идеология", Хабермас, Ю., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alexander Leipold. (2018).  Lobbying in Europe: Public Affairs and the Lobbying Industry in 28 EU Countries, edited by A. Bitonti and P. Harris (Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2017, ISBN 9781137552556); xxix+368pp., US$129.00 hb. Journal of Common Market Studies, 1, 204. https://doi.org/10.1111/jcms.12699
  • Breznitz, D., Forman, C., & Wen, W. (2018). The Role of Venture Capital in the Formation of a New Technological Ecosystem: Evidence from the Cloud. MIS Quarterly, 42(4), 1143–1169. https://doi.org/10.25300/MISQ/2018/13577
  • Haney, B. S. (2019). Calculating Corporate Compliance & The Foreign Corrupt Practices Act. https://doi.org/10.5195/tlp.2019.225
  • Loon, J. van, Beck, U., & Adam, B. (2000). The Risk Society and Beyond : Critical Issues for Social Theory. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268593
  • Sharafutdinova, G., & Turovsky, R. (2016). The Politics of Federal Transfers in Putin’s Russia:Regional Competition, Lobbying and Federal Priorities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3A0C7FD4
  • Unceta, A., & Barandiarán, X. (2019). Social Innovation as an instrument for Public Innovation. Universia Business Review, (61), 100–111. https://doi.org/10.3232/UBR.2019.V16.N1.04
  • Westley, F., McGowan, K., & Tjörnbo, O. (2017). The Evolution of Social Innovation : Building Resilience Through Transitions. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1663215
  • Группы интересов и лоббизм в политике : Учеб. пособие, Павроз, А.В., 2006
  • Закон: Закон : юридический бизнес в России. Цивилизованный лоббизм. N.4, , 2009
  • Из истории лоббизма в России : представительские организации российского капитала во второй половине XIX - начале ХХ веков, Шапкин, И. Н., 1999
  • Ледяева, Н. Я. Внутрифирменное предпринимательство. Венчурное финансирование : учебное пособие / Н. Я. Ледяева. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2020. — 94 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165889 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Медиа комплаенс система : развитие принципов корпоративной культуры для масс-медиа, Пантелеев, Б. Н., 2014
  • От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее: пер. с англ., Тиль, П., 2017
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Социология. Общий курс, Тощенко, Ж.Т., 1999
  • Три особенных лика власти : социол. заметки, Тощенко, Ж. Т., 2002
  • Устроение общества : очерк теории структурации, Гидденс Э., 2003
  • Чаган, Н. Г., Public Relations: управление преднамеренными коммуникациями : учебное пособие / Н. Г. Чаган. — Москва : Русайнс, 2023. — 289 с. — ISBN 978-5-4365-9912-0. — URL: https://book.ru/book/945231 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Ибрагимов Урал Фаритович
  • Кантер Кирилл Сергеевич