Магистратура
2024/2025
Лидерство в корпоративной среде
Статус:
Курс по выбору (Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Голикова Олеся Борисовна
Прогр. обучения:
Маркетинг: цифровые технологии и маркетинговые коммуникации
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Лидерство в корпоративной среде» предназначена для студентов, имеющих базовое представление об основополагающих теориях в области лидерства, и имеет своей целью углубленное изучение проблематики лидерства в современной деловой среде. В ходе занятий будут рассмотрены современные подходы к лидерству в организации, роли лидеров в процессах управления изменениями, взаимосвязи лидерства и корпоративной культуры, актуальные вызовы лидерства. Курс ориентирован на развитие умения применять изученные модели и концепции лидерства в реальных корпоративных условиях.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить учащихся с современными тенденциями и концепциями лидерства в корпоративном мире и подходами по развитию лидерских компетенций, передать практические навыки работы с инструментарием, необходимым современному лидеру для успешного управления командами и организациями в сложной и неопределенной среде.
Планируемые результаты обучения
- Получить представление о современном состоянии корпоративной среды. Уметь охарактеризовать основные особенности лидерства в различных типах организаций. Уметь определить влияние внешних и внутренних факторов, влияющих на динамику развития организации и на стили лидерства.
- Уметь охарактеризовать динамику развития лидера в организации от начальных уровней управления до высших управленческих должностей, в том числе различать основные ценности и компетенции лидера на каждом уровне, специфику структурирования времени и распределения задач, представлять процесс построения преемственности лидерства в организации.
- Получить представление об источниках власти лидера в организации, способах их применения на практике. Различать факторы, влияющие на успех и на крушение лидеров. Уметь охарактеризовать инструменты влияния лидера.
- Получить представление об основных теориях мотивации, применяемых в бизнес среде. Получить практический навык работы с различными инструментами мотивации (материальной и нематериальной).
- Ознакомиться с вопросами влияния кризисов на деятельность организаций и иметь представление об управлении в условиях неопределенности. Знать основные этапы процесса управления изменениями и понимать роль и задачи лидера на каждом этапе. Получить представление о практических подходах и необходимых инструментах для проведения организации через цикл изменений.
- Объяснять основные концепции лидерства и роль бизнес-лидера в корпоративной среде
- Формулировать принципы человекоцентричного лидерства и культуры доверия в команде
- Применять принципы создания кадрового резерва руководителей в организации
- Аргументировать выбор принципов взаимодействия лидера с командой и организацией в зависимости от уровня развития культуры и стадии развития организации
- Предлагать актуальные инструменты развития лидеров и команд в XXI веке
Содержание учебной дисциплины
- 1. Характеристика корпоративной среды и ее современное состояние
- 2. Эволюция лидерства в организации
- 3. Лидер и власть.
- 4. Лидерство и мотивация.
- 5. Лидерство в кризисных ситуациях и при управлении изменениями
- 6. Лидерство будущего: тенденции развития лидерства, прогнозы на будущее.
Элементы контроля
- Активность на семинарахНа каждом семинаре студент получает от 0 до 3 баллов в зависимости от своей активности и участии в обсуждении. 0 баллов – отсутствие на семинаре или пассивное участие в семинаре (т.е. студент присутствовал, но не участвовал в дискуссии).
- Групповой проектГрупповой проект. Презентация минигрупп (4-5 чел.) на одну из тем, предложенных студентам. Результаты проекта оформляются в виде презентации в формате Power Point. Группа представляет презентацию оффлайн в форме доклада. В ходе презентации оценивается комплекс навыков, полученных по итогам курса: раскрытие темы, четкость и наглядность представления материалов на слайдах, навыки презентации, деловой этикет. Оценка выставляется по 10-балльной шкале, возможна дифференциация оценок среди участников группы.
- ТестИтоговый письменный экзамен. Включает до 40 вопросов (с выбором одного правильного варианта ответа, нескольких правильных вариантов ответа, с оценкой на соответствие «верно/не верно», открытых вопросов). Правильный ответ на вопрос оценивается по шкале до 12,5 баллов. В вопросах с выбором одного правильного ответа, в которых требуется выбрать вариант, наилучшим образом характеризующий ситуацию, применяется шкала оценки в зависимости от выбранного варианта ответа. Длительность теста – 60 минут.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.23 * Активность на семинарах + 0.27 * Групповой проект + 0.5 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 24255 - И. Адизес; О. Томилин - Управление жизненным циклом компании: Как организации растут, развиваются и умирают и что с этим делать - 9785961482041 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/24255
- Адизес, И. К. Управление жизненным циклом компании: Как организации растут, развиваются и умирают и что с этим делать : практическое руководство / И. К. Адизес. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 514 с. - ISBN 978-5-9614-7894-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2138660
- Бражников, М. А. Управление изменениями : учебное пособие для вузов / М. А. Бражников, И. В. Хорина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 223 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14483-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543860 (дата обращения: 27.08.2024).
- Коротун, О. Н. Лидерство, мотивация, власть: основные технологии : учебное пособие для бакалавров / О. Н. Коротун, И. С. Кошель, В. В. Мазур. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2020. - 76 с. - ISBN 978-5-394-03969-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1232034
Рекомендуемая дополнительная литература
- Гильен, М. 2030 : Как современные тренды влияют друг на друга и на наше будущее : научно-популярное издание / М. Гильен. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 394 с. - ISBN 978-5-9614-7517-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2138156
- Лобанова, Т. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для вузов / Т. Н. Лобанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 553 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15806-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536204 (дата обращения: 27.08.2024).
- Селезнева, Е. В. Лидерство : учебник и практикум для вузов / Е. В. Селезнева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 429 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08397-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450084 (дата обращения: 27.08.2024).