Магистратура
2024/2025
Стратегическое мышление и стратегический анализ
Статус:
Курс обязательный (Стратегический менеджмент: инвестиции и консалтинг)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Беляков Алексей Геннадьевич
Прогр. обучения:
Стратегический менеджмент: инвестиции и консалтинг
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий по стратегическому мышлению применительно как к бизнес-, так и к личным стратегиям, а также к стратегиям в других сферах человеческой жизнедеятельности. В рамках курса также рассматриваются вопросы разработки и реализации стратегий в бизнесе, а также прочих аспектов стратегического менеджмента в современных корпорациях. На лекционных занятиях описываются основные принципы, которыми руководствуются стратеги при работе над бизнес-, корпоративными, личными и иными стратегиями. Также рассматриваются практические подходы, концепции и инструменты, применяемые при разработке стратегий в современных корпорациях. Значительное внимание уделяется вопросам стратегического менеджмента на всем жизненном цикле стратегий и по всей вертикали корпораций.
Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического мышления и применения современных стратегических концепций и инструментов.
В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки стратегического мышления, а также использования современных инструментов разработки бизнес-стратегий на примерах российских и зарубежных компаний. Студенты также осваивают принципы стратегического менеджмента в компаниях, все его основные этапы, цели и задачи.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Стратегическое мышление и стратегический анализ» являются развитие способностей̆ стратегического мышления применительно как к бизнес-среде, так и к другим сферам человеческой жизнедеятельности. Также целями является освоение подходов, навыков и инструментов разработки стратегий для компаний, функционирующих в различных средах, в т.ч. – в условиях высокой конкуренции и непредсказуемости. К целям освоения курса также относится понимание всех составляющих процесса стратегического менеджмента в современных корпорациях – как по всему жизненному циклу стратегии, так и всей вертикали компании.
Планируемые результаты обучения
- Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды компании и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
- Владеет инструментами анализа макро- и микроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования
- Владеет методами и инструментами формирования стратегических развилок и выбора оптимальных опций
- Владеет инструментами и методами разработки всех этапов бизнес-стратегий
- Владеет терминами и инструментарием корпоративных стратегий, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным центром, использует матричные методы для анализа и разработки предложений по управлению корпоративными портфелями
- Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их применять для решения задач развития компании
- Владеет основными навыками стратегического мышления и их применения как в бизнес-среде, так и в человеческой жизни в целом
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Стратегическое мышление. Введение в стратегическое мышление. Основные принципы стратегического мышления
- Тема 2. Введение в бизнес-стратегии и стратегический менеджмент. Концепция стейкхолдеров. Классический подход к разработке стратегии
- Тема 3. Разработка стратегии. Этап диагностики и прогнозирования. Инструменты
- Тема 4. Разработка стратегии. Этап стратегических развилок. Формирование верхнеуровневой стратегии. Этап детализации стратегии. Жизненный цикл стратегии
- Тема 5. Вертикаль стратегий в компании. Корпоративные стратегии. Функциональные стратегии
- Тема 6. Бизнес-модели. 5 видов стратегии BCG. Подведение итогов курса
Элементы контроля
- Тест по стратегическому мышлению
- Эссе по стратегическому мышлению
- Тест по стратегическому менеджменту
- Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании»
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании» + 0.15 * Тест по стратегическому менеджменту + 0.1 * Тест по стратегическому мышлению + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе по стратегическому мышлению
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, пер. с англ. Е. Калинина ; науч. ред. О. Нижельская, 4-е изд., 715 с., Портер, М., 2016
- Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бизнес-модели : 55 лучших шаблонов, пер. с англ., 2-е изд., 431 с., Гассман, О., Франкенбергер, К., Шик, М., 2017
- Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
- Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков : 16+, Ким, Чан В., Моборн, Р., 2019
- Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009