• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Экономика медиа

Статус: Курс обязательный (Медиаменеджмент)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Бергер Михаил Львович
Прогр. обучения: Медиаменеджмент
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Экономика медиа" посвящена изучению медиа как индустрии и рынка. В процессе изучения программы медиаиндустрия рассматривается как часть национальной экономики и как ее специфический сегмент. Изучаются основные блоки медиасистемы и влияние на них макроэкономических процессов. В рамках курса студенты изучают основные понятия экономики массмедиа, роль материальных и нематериальных активов, учатся анализировать образование стоимости в медиабизнесе, знакомятся с принципами управления рисками. Студенты знакомятся со спецификой медиапродукта и источниками дохода медиакомпаний. Курс также рассматривает рыночные и нерыночные факторы влияния на медиабизнес, источники финансовых ресурсов в медиакомпаниях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание продукта, производимого медиакомпаниями, научить видеть причинно-следственные связи в медиабизнесе, особенности медиапродукта и рынков, на которых действует медиаиндустрия.
  • Научиться анализировать поведение медиакомпании с помощью инструментов стратегического анализа, уметь выявлять, формулировать и грамотно аргументировать риски для компании и предлагать решения, идентифицировать и формулировать политико-экономические и социальные факторы, влияющие на медиабизнес на примере конкретных медиакомпаний.
  • Научиться работать с показателями деятельности компаний, финансовой отчетностью компаний, сравнивать показатели между собой и делать выводы.
  • Научиться определять бизнес-модели, по которым работают медиакомпании, оценивать риски и понимать принципы управления ими.
  • Понимать причины убыточности или доходности медиапроектов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии различные бизнес-модели и источники финансирования.
  • Объясняет роль и место медиаэкономики в национальной экономике, формулирует и может оценить влияние макроэкономических процессов на медиаиндустрию и на ее отдельные сегменты.
  • Различает границы применимости разных бизнес-моделей для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
  • Оценивает инвестиционную привлекательность и рыночную перспективу разных направлений медиабизнеса.
  • Аргументирует необходимость и релевантность применения определенных моделей инвестирования для разных отраслей медиаиндустрии и медиарынков.
  • Анализирует на реальных кейсах из медиаиндустрии понятие platform commerce и объясняет, как изменяется медиаландшафт под влиянием маркетплейсов и социальных сетей.
  • Называет базовые понятия бухгалтерского учета, необходимые для работы с финансовой отчетностью. Объясняет разницу между бухгалтерским и управленческим видами учета, принципы их формирования.
  • Объясняет и формулирует понятия медиасистема, медиаиндустрия, медиаконтент, медиааудитория, а также применяет эти понятия на практике.
  • Выделяет конкурентов конкретного медиапроекта.
  • Объясняет бюджетный процесс медиакомпании и определяет, что такое бизнес-план проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиаиндустрия как сегмент креативной индустрии и часть ВВП
  • Макроэкономика и экономика медиа
  • Производство, конкуренция, активы и оценка рынка в медиаиндустрии
  • Управление активами, бизнес-модели, финансовый учет в медиаиндустрии
  • Бизнес-модель медиа (для ОП "Медиаменеджмент")
  • Специфика медиабизнеса (для ОП "Медиаменеджмент")
  • Сетевые эффекты в медиаэкономике (для ОП "Медиаменеджмент")
  • Бюджетирование медиа (для ОП "Медиаменеджмент")
  • Оценка и финансовое прогнозирование (для ОП "Медиаменеджмент")
  • Введение в экономику медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
  • Традиционные и новые медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
  • Эластичность спроса в медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
  • Бизнес-модели и финансирование медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
  • Финансовая отчетность медиакомпаний (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
  • Медиабизнес и запуск нового проекта в медиа (для ОП "Интерактивные медиа и цифровые индустрии")
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость лекций (Бергер М.Л.)
  • неблокирующий Активность на лекциях (Бергер М.Л.)
  • неблокирующий Тест по лекциям (Бергер М.Л.)
  • неблокирующий Домашнее задание и работа на семинарах (Казакова Ю.В., Казакулова Г.Р.)
  • неблокирующий Итоговый проект в рамках семинаров (Казакова Ю.В., Казакулова Г.Р.)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.1 * Активность на лекциях (Бергер М.Л.) + 0.25 * Домашнее задание и работа на семинарах (Казакова Ю.В., Казакулова Г.Р.) + 0.35 * Итоговый проект в рамках семинаров (Казакова Ю.В., Казакулова Г.Р.) + 0.1 * Посещаемость лекций (Бергер М.Л.) + 0.2 * Тест по лекциям (Бергер М.Л.)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Compaine, B. (2003). The Economics and Financing of Media Companies (Book). Journal of Media Economics, 16(3), 207. https://doi.org/10.1207/S15327736ME1603_5
  • Doyle, G. (2002). Media Ownership : The Economics and Politics of Convergence and Concentration in the UK and European Media. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251316
  • Entertainment industry economics : a guide for financial analysis, Vogel, H. L., 2001
  • Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003
  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tobias M. Scholz. (2019). ESports Is Business : Management in the World of Competitive Gaming. Palgrave Pivot.

Авторы

  • Панасенко Юлия Владимировна
  • Казакова Юлия Вадимовна
  • Бергер Михаил Львович
  • Казакулова Галина Рафаилевна