• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Институциональная и персональная независимость судей

Статус: Курс обязательный (Юрист в правосудии)
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Юрист в правосудии
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения данного курса является углубленное изучение магистрантами основных тенденций и закономерностей обеспечения независимости судейского корпуса путем предоставления определенных гарантий судебной власти как институции и индивидуально отдельным ее представителям. Запланировано рассмотрение таких аспектов институциональной независимости судебной власти, выделяемых в международной практике, как: • независимость от влияния законодательной и исполнительной властей; • закрепление судебной юрисдикции, основанной на нейтральных и заранее установленных правовых нормах; • финансовая и административная независимость; • отношение граждан к судебной системе. Также планируется рассмотрение следующих аспектов индивидуальной независимости судей в их деятельности: • строгое соблюдение процессуальных гарантий; • порядок замещения должности судьи; • обеспечение срока пребывания судей в должности; • иммунитет судей; • физическая безопасность судей и зданий судов; • дисциплинарная ответственность судей; • транспарентность и подотчетность судебной власти. В ходе освоения курса магистранты получат представление о международно-правовых основах обеспечения институциональной и индивидуальной независимости судей, реализации указанных гарантий в различных юрисдикциях с учетом исторически сложившихся правовых систем, особенностях правового регулирования данных гарантий в отдельных юрисдикциях. Курс будет способствовать формированию у магистрантов компетенций, связанных с возможностью проведения сравнительно-правового анализа проблем законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения институциональных и индивидуальных гарантий независимости судей. Пререквизиты. Перед началом изучения курса «Институциональная и персональная независимость судей» студент магистратуры должен обладать знаниями и сдать на положительную оценку экзамен по курсу «Основы судебной власти». Постреквизиты. Результаты освоения учебного курса «Институциональная и персональная независимость судей» могут быть использованы студентами магистратуры при дальнейшем обучении по программе «Юрист в правосудии», в научной, практической деятельности, необходимой для успешного освоения программы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения курса является формирование компетенций, необходимых для эффективной работы юриста в сфере правосудия, в том числе связанных с возможностью проведения сравнительно-правового анализа проблем законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения институциональных и индивидуальных гарантий независимости судей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аргументирует выбор решения конкретных задач в рассматриваемой области в российском контексте с точки зрения исторического развития законодательства и в сравнительно-правовом аспекте.
  • Знает сущность и содержание основных аспектов институциональной и индивидуальной независимости судей; теоретические взгляды и научные дискуссии в данной области в России и за рубежом; действующие российское законодательство и судебную практику в данной сфере.
  • Знает международно-правовые основы обеспечения институциональной и индивидуальной независимости судей, порядок реализации указанных гарантий в различных юрисдикциях с учетом исторически сложившихся правовых систем, особенности правового регулирования данных гарантий в отдельных юрисдикциях.
  • Прослеживает корреляцию между конституционно закрепленными гарантиями институциональной и индивидуальной независимости судей в Российской Федерации и международно-правовыми основами обеспечения таких гарантий.
  • Анализирует действующее российское законодательство, судебную практику и доктринальные источники в сфере обеспечения институциональной и индивидуальной независимости судей.
  • Дает теоретическое обоснование решений, предложенных российским законодательством и практикой судов в сфере обеспечения институциональной и персональной независимости судей.
  • Проводит самостоятельные, в том числе сравнительно-правовые, исследования по проблемам институциональной и персональной независимости судей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Независимость судей – необходимое условие существования судебной власти.
  • 2. Международно-правовые и национальные источники гарантий независимости судей.
  • 3. Толкование институциональной независимости судей в международно-правовых актах и практике ЕСПЧ.
  • 4. Толкование индивидуальной независимости судей в международно-правовых актах и практике ЕСПЧ.
  • 5. Закрепление гарантий институциональной независимости судей в российском законодательстве – теория и практика.
  • 6. Закрепление гарантий индивидуальной независимости судей в российском законодательстве – теория и практика.
  • 7. Закрепление гарантий институциональной и индивидуальной независимости судей в законодательстве государств англо-саксонской правовой семьи.
  • 8. Закрепление гарантий институциональной и индивидуальной независимости судей в законодательстве государств континентальной правовой семьи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на семинарах (неблокирующий элемент контроля) заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им лекционного материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Доклад
    Подготовка доклада (неблокирующий элемент контроля) заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента в виде устного/письменного доклада по курсу. Преподавателю следует оценить при подготовке доклада студентом знание им лекционного материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Устный опрос
    Устный опрос (неблокирующий элемент контроля) заключается в проведении офлайн-экзамена. Формат на усмотрение преподавателя: вопрос-ответ или ответы по билетам. Для выставления промежуточных и окончательных оценок по дисциплине используется десятибалльная система.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Доклад + 0.7 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Великие правовые системы современности: сравнительно - правовой подход, Леже, Р., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Теоретические основы судебной власти - Воскобитова Л.А. - Юридическое издательство Норма - 2020 - https://znanium.com/catalog/product/1041590 - 1224013 - ZNANIUM

Авторы

  • Луговая Лилия Михайловна