Бакалавриат
2024/2025
Биоразнообразие
Статус:
Курс обязательный (Когнитивная нейробиология)
Направление:
06.03.01. Биология
Кто читает:
Базовая кафедра Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина общего цикла первого курса студентов ОП "Когнитивная нейробиология". Направлена на изучение зоологии позвоночных, зоологии беспозвоночных.
Цель освоения дисциплины
- Формирование знаний о современных взглядах на происхождение эукариот и их филогенетических взаимоотношениях; важнейших группах одноклеточных эукариотных организмов; морфологии и анатомии животных.
Планируемые результаты обучения
- Освоение главных эволюционных ветвей эукариот, их отличительных особенностей и современных представлений о системе основных типов одноклеточных.
- Знание анатомии агамы или другого представителя класса рептилий.
- Знание анатомии ланцетника.
- Знание анатомии щуки или иного представителя костных рыб.
- Знание их роли в экосистемах.
- Знание особенности развития и строения личинок асцидий. Умение обосновать присутствия оболочников в типе хордовых. Знание гипотез о происхождении хордовых.
- Знание роли млекопитающих в экосистемах.
- Знание роли птиц в экосистемах.
- Изучение анатомии крысы.
- Изучение анатомии перепела или иного представителя класса птиц.
- Изучение биологического разнообразия млекопитающих, различных экологических групп этого класса.
- Изучение позвоночных животных и истории планеты (с элементами зоогеографии).
- Изучение позвоночных животных и экологии биосферы.
- Ознакомление с анатомией травяной лягушки.
- Ознакомление с биологическим разнообразием амфибий.
- Ознакомление с биологическим разнообразием костных рыб.
- Ознакомление с биологическим разнообразием птиц, различными экологическими группами этого класса.
- Ознакомление с биологическим разнообразием рептилий в настоящее время и в прошлом.
- Освоение анатомии акулы.
- Освоение анатомии миноги.
- Освоение биологического разнообразия бесчелюстных и хрящевых рыб в настоящее время и в прошлом.
- Освоение их роли в экосистемах.
- Усвоение их роли в экосистемах.
- Называет и описывает основные систематические группы эукариот.
- Называть эволюционные ветви Diaphoretickes. Описывать особенности биологии, строения и жизненных циклов различных типов одноклеточных эукариот
- Называть эволюционные ветви Amorphea. Описывать особенности биологии, строения и жизненных циклов различных Amorphea
- Формулировать гипотезы происхождения многоклеточных. Называть эволюционные ветви Opisthokont, описывать особенности их биологии и клеточной организации.
- Называть основные типы многоклеточных животных и их синапоморфии. Описывать и сравнивать биологию, анатомию, морфологию основных типов многоклеточных. Отличать и распознавать представителей типов многоклеточных животных
Содержание учебной дисциплины
- Происхождение эукариотной клетки и современная система Eukaryota.
- Excavata, Hacrobia и Stramenopiles
- Alveolata
- Rhizaria
- Amorphea
- Происхождение Metazoa. Низшие многоклеточные: тип Spongia, тип Placozoa
- Настоящие многоклеточные (Eumetazoa). Характеристика группы Radiata: тип Cnidaria, тип Ctenophora
- Гипотезы происхождения билатерально-симметричных животных. Современная система Bilateria
- Организация и развитие кольчатых червей (Annelida)
- Тип Mollusca
- Плоские черви
- Ecdysozoa. Тип Arthropoda: подтип Chelicerata
- Подтип Mandibulata: класс Crustacea
- Подтип Mandibulata: надкласс Hexapoda
- Тип Nematoda
- Вторичноротые (Deuterostomia): тип Echinodermata
- Тема 6. Биологическое разнообразие хрящевых рыб.
- Тема 2. Ланцетник – современный представитель подтипа Головохордовых – простейшая «модель» хордовых.
- Тема 3. Два подтипа Низших Хордовых: подтип Головохордовые и подтип Оболочники.
- Тема 4. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика подтипа позвоночных.
- Тема 5. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика раздела челюстноротых.
- Тема 7. Класс костные рыбы.
- Тема 8. Биологическое разнообразие костных рыб.
- Тема 9. Амфибии как первый класс наземных позвоночных.
- Тема 10 Биологическое разнообразие амфибий.
- Тема 11. Анамнии и амниоты.
- Тема 12 Биологическое разнообразие рептилий.
- Тема 13. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса млекопитающих.
- Тема 14. Биологическое разнообразие млекопитающих.
- Тема 15. Комплексная морфологическо-экологическая характеристика класса птиц.
- Тема 16. Биологическое разнообразие птиц.
- Тема 17. Позвоночные животные и история планеты.
- Тема 18. Позвоночные животные и экология биосферы.
Элементы контроля
- Семинары-практикумы 1 модуля (беспозвоночные)
- Экзамен за 1 модуль (беспозвоночные)
- Практикумы-семинары 2 модуля (позвоночные, биологический рисунок)
- Контрольные работы 2 модуль (позвоночные)
- Коллоквиум 2 модуль (позвоночные)
- Экзамен 2 модуль
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.3 * Семинары-практикумы 1 модуля (беспозвоночные) + 0.7 * Экзамен за 1 модуль (беспозвоночные)
- 2024/2025 2nd module0.162 * Коллоквиум 2 модуль (позвоночные) + 0.284 * Контрольные работы 2 модуль (позвоночные) + 0.142 * Практикумы-семинары 2 модуля (позвоночные, биологический рисунок) + 0.412 * Экзамен 2 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Зоология беспозвоночных. Т.1: От простейших до моллюсков и артропод, , 2008
- Зоология беспозвоночных. Т.2: От артропод до иглокожих и хордовых, , 2008
- Кустов, С. Ю. Зоология беспозвоночных : учебное пособие для вузов / С. Ю. Кустов, В. В. Гладун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 271 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08300-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516448 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Зоология позвоночных : учебник для вузов, Дзержинский, Ф. Я., 2014