• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Менеджмент: концепции и технологии 21 века

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Менеджмент: концепции и технологии 21 века» формирует представления о текущем состоянии менеджмента как результате его исторического развития и понимания непрерывности этого процесса, обусловленной системными связями менеджмента практически со всеми областями человеческой деятельности (наука, технологии, культура, бизнес и пр.). В результате освоения дисциплины студенты смогут объяснить базовые понятия и теории менеджмента и соотношения между ними на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии, формулировать и распознавать базовые концепции менеджмента, определить элементы внутренней и внешней среды организации, иметь представление об основных методах их анализа, охарактеризовать основные типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования, проектировать и описывать бизнес-процессы и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представлений о современных концепциях и технологиях менеджмента, условиях и факторах, повлиявших на его формирование на различных этапах развития экономики и общества, а также понимание системного видения организации и ее окружения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Может объяснить базовые понятия, теории и концепции менеджмента и соотношения между ними на интуитивном уровне и с использованием профессиональной терминологии
  • Может объяснить основные концепции и технологии управления процессами и операциями
  • Может объяснить, как менялись концепции организации, какое влияние это оказывало на изменение подходов к управлению
  • Может определить ключевые элементы внутренней и внешней среды организации, имеет представление об актуальных методах их анализа.
  • Может охарактеризовать основные типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
  • Может проанализировать основные проблемы, возникающие в организации при групповом взаимодействии (группа/команда, конфликты, коммуникация и др.)
  • Способен объяснить роль миссии организации, отличить ее от цели, знает основные принципы целеполагания, может формулировать цели по SMART, строить дерево целей
  • Умеет анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
  • Умеет выявлять основные факторы, определяющие поведение человека в организации на индивидуальном (напр., мотивация), групповом и организационном уровнях (напр., корпоративная культура)
  • Умеет проектировать и описывать бизнес-процессы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Организация как объект управления
  • 100 лет эволюции теории и практики менеджмента
  • Внешняя и внутренняя среда организации
  • Основы стратегического управления и организационное планирование
  • Организационные структуры
  • Люди в организации
  • Управление процессами и операциями
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
    - В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена; - Формат проведения: оффлайн; - Типы заданий: открытые вопросы; - Максимальное количество баллов: 10; - При прохождении экзамена студенты обязуются соблюдать протокол прохождения экзамена. В случае невозможности соблюдения требований протокола студент должен заранее поставить преподавателя в известность. При несоблюдении студентом протокола прохождения экзамена преподаватель готовит служебную записку о нарушении академических норм НИУ ВШЭ.
  • неблокирующий Кейс 2
    - Групповое решение кейса по оптимизации бизнес-процесса в формате хакатона. - Распределение по командам происходит внутри своей академической группы. - Формат выполненной работы: презентация с решением кейса. Возможны дополнительные материалы, ссылки на которые можно дать во время презентации. Количество слайдов не регламентируется, но ограничено временем выступления команды - Защита кейса: групповая защита семинарском занятии по курсу - Тайминг на защиту кейса: 10 минут в формате доклада + 5-10 минут на вопросы и ответы - Контент: при работе над проектом можно использовать любые фреймворки, модели и инструменты, изученные в рамках курса. Использование того или иного инструмента должно укладываться в общую логику работы и быть оправданным с точки зрения ценности результатов и полученных выводов. Иными словами, анализ ради анализа без значимых выводов, которые используются в дальнейшей работе по проекту, не нужен. Сбор и использование первичных данных не является обязательным, но может стать бонусом при оценивании. Бюджетирование и финансовое моделирование (план продаж, маржа и проч.) проводить не требуется.
  • неблокирующий Тест 1
    Тесты ориентированы на проверку знаний студентов по пройденным в течении модуля темам
  • неблокирующий Кейс 1
    Групповое решение кейса по теме Оптимизация организационной структуры и представление решения в виде Отчета. - Распределение по командам происходит внутри своей академической группы. - Формат выполненной работы: презентация либо отчет с решением кейса в формате PPTX/PDF. Возможны дополнительные материалы, ссылки на которые можно дать в файле. Количество страниц/слайдов не более 10-12. Публичная защита не предусмотрена, оценивается только контент представленный в письменном виде. - Контент: при работе над проектом можно использовать любые фреймворки, модели и инструменты, изученные в рамках курса. Использование того или иного инструмента должно укладываться в общую логику работы и быть оправданным с точки зрения ценности результатов и полученных выводов. Иными словами, анализ ради анализа без значимых выводов, которые используются в дальнейшей работе по проекту, не нужен. Сбор и использование первичных данных не является обязательным, но может стать бонусом при оценивании.
  • неблокирующий Тест 2
    Тесты ориентированы на проверку знаний студентов по пройденным в течении модуля темам.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.15 * Кейс 1 + 0.15 * Кейс 2 + 0.15 * Тест 1 + 0.15 * Тест 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 7877 - П. Друкер - Классические работы по менеджменту - 9785961440607 - Альпина Паблишер - 2015 - https://hse.alpinadigital.ru/book/7877

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 19097 - П.Хейг - Управленческие концепции и бизнес-модели: Полное руководство - 9785961424928 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19097
  • Alpina - 850 - И. Адизес - Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует - 9785961432817 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/850
  • Адизес И.К. - Новые размышления о менеджменте - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-00100-209-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91731
  • Четвертая промышленная революция — (Top Business Awards) - 978-5-699-90556-0 - Шваб К. - 2016 - Москва: Эксмо - https://ibooks.ru/bookshelf/372213 - 372213 - iBOOKS

Авторы

  • Саидов Зокиржон Баходурович