2024/2025
Изобразительные источники и их информационный потенциал
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Центр античной и восточной археологии
Когда читается:
3 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Мордвинцева Валентина Ивановна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Почему в разные эпохи в различных культурах предметы и явления окружающего мира изображались различным образом? Какая информация имплицитно содержится в древних изображениях? Предмет дисциплины – «изобразительные тексты», формы кодификации в них культурно-исторической информации и методы их анализа. В рамках дисциплины будут разбираться основные категории изображений (скульптура, живопись, предметы торевтики и ювелирного искусства) в различных изобразительных традициях – античное искусство, звериный стиль кочевых народов Евразии, памятники искусства культура Латенского круга («кельтское искусство»). Цель курса – сформировать у студентов навыки исследовательской работы с изобразительными источниками, умение выявлять признаки, связанные с художественной производительной традицией, применять эти знания при работе с археологическим материалом. Дисциплина наиболее тесно связана с курсами по Классической археологии, Археологии евразийских степей, Черноморского региона, а также Археологии Западной и Центральной Европы севернее Альп.
Цель освоения дисциплины
- Способность находить, оценивать и использовать информацию из археологических источников
- освоение навыков анализа археологических источников с изображениями
Планируемые результаты обучения
- Знание категориального аппарата семиотики; принципов выделения «значимых» и «незначимых» признаков изображения; информационного потенциала изобразительных текстов и выполняемых с ними аналитических процедур
- Знание культурно-исторического контекста находок изобразительных источников, основных сюжетов и мотивов. Умение выделить признаки формы и содержания, определить «значимые» и «незначимые» признаки.
- Знание культурно-исторического контекста находок изобразительных источников, основных сюжетов и мотивов. Умение выделить признаки формы и содержания, определить «значимые» и «незначимые» признаки.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Изображение как текст. Теоретические основы изучения изобразительных текстов.Изучая различные изобразительные системы, мы будем ставить следующие вопросы для последующего сравнения: - Какие использованы носители изображений (например, керамические сосуды, элементы костюма и др.)? - Какие материалы, какие техники использовались при изготовлении изображения? - Что конкретно изображалось, какие использовались изобразительные мотивы, как широк был изобразительный репертуар, наблюдаются ли элементы изобразительного искусства других обществ? Существовали ли кроме одиночных изображений также изобразительные сцены? - Насколько явно выражено внутреннее содержание изображений, можно ли их раскодировать? В каком контексте носители этих изображений использовались и в какой взаимосвязи они были переданы.
- Тема 2. Изображения в древних культурах Месопотамии.
- Тема 3. Изображения в искусстве ахеменидского Ирана.
- Тема 4. Изображения в искусстве до-классической Греции.
- Тема 5. Искусство звериного стиля кочевников Евразии.
Элементы контроля
- Контроль посещаемостиНа каждом занятии проводится тестирование, таким образом осуществляется контроль посещаемости
- Письменная контрольная работа
- Экзамен
- Работа на семинарах
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.1 * Контроль посещаемости + 0.2 * Письменная контрольная работа + 0.2 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cultural Heritage and Archaeological Investigations in East Thrace. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EC0BD8BA
- Fleming, S. M. (2006). Forgotten Empire: The World of Ancient Persia. Library Journal, 131(3), 131. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=19730626
- Gale, C. L. (2016). A Study Guide for E. H. Gombrich’s “Art and Illusion: A Study in the Psychology of Pictorial Representation.” [N.p.]: Gale, Cengage Learning. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1365960
- Медовичев, А. (2004). 2004.02.002. Андреев Ю.В. От Евразии К Европе: Крит И Эгейский Мир В Эпоху Бронзы И Раннего Железа (Iii - Начало I Тыс. До Н.Э.). - Спб., 2002. - 862 С. - Библиогр.: С. 801-820. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15243866
Рекомендуемая дополнительная литература
- Delvoye Charles. (1960). Gisela M. A. Richter, A Handbook of Greek Art. L’antiquité Classique, (1), 262. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.1960.num.29.1.3687.t1.0262.0000.2
- James, V. (2005). Forgotten Empire: The World of Ancient Persia. Geographical (Campion Interactive Publishing), 77(10), 81. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=18377258
- René Dussaud. (1930). M. Rostovtzeff. — The Animal Style in South Russia and China (Princeton Monographs in Art and Archaeology, XIV) et du même auteur : M. Rostovtzeff. — Skythikal. Le Centre de l’Asie, la Russie, la Chine et le style animal. Syria, (2), 192. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.syria.0039.7946.1930.num.11.2.3474
- ЩЕМЕЛЕВ АРТЕМ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2015). Феномен Фракийского Всадника: проблемы историографии. Исторические, Философские, Политические и Юридические Науки, Культурология и Искусствоведение. Вопросы Теории и Практики, (7–1 (57)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16495577