• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Философская антропология"-1

Статус: Курс обязательный (Философская антропология)
Направление: 47.04.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Философская антропология
Язык: русский
Кредиты: 12

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины Научно-исследовательский семинар «Философская антропология-1» является частью ОП "Философская антропология"; (1 курс) и базируется на общих и специализированных знаниях в области истории западной философии, истории русской мысли, теории и практики аргументации. В рамках НИС обсуждаются актуальные проблемы и методологические подходы, применяемые в анализе основного корпуса античной мысли, философии Нового времени и социально-политической мысли.Часть 1 (Мавринский И.И.). Открытое Декартом проблематическое поле данной нам непосредственно мыслящей субстанции связано в европейской мысли с целым рядом тем, поворотов, интерпретаций как самого cogito, так и всего аппарата, выявляемого в процессе работы с cogito. Структура курса предполагает сочетание двух срезов в анализе всей рассматриваемой проблематики: синхронического и диахронического срезов. Для синхронического среза необходимо показать связь тем, выявленных актом cogito: сознание - самосознание - истина - опыт - Бог - свобода - метод - объективность - интерсубъективность - воля - время - экзистенция. Для диахронического среза эту связь необходимо мыслить и прослеживать через целый ряд трансформаций в трактовках самого cogito. Здесь траектория движения очерчивается историко-философским движением: от контекста открытия Декарта и версий прочтения cogito  в VII веке, через трансцендентальные прочтение и критику к феноменологическим, структуралистским и постструктуралистским построениям. Наконец, не в последнюю очередь важно при сочетании синхронического и диахронического срезов удерживать в качестве "точки начала координат" современность, в которой, как представляется, судьба cogito вновь и довольно драматически меняется.Часть 2 (Лечич Н.Д.). В заключительных главах своей «Истории уродства» Умберто Эко писал о случившемся в начале 20 века «триумфе безобразного», которое стало «знаком и предвестием больших перемен». Эта оценка Эко, как и ее теоретический базис, даны с позиции, которую можно назвать «платонической», а тем самым и «классической»: она держится на платоновских идеях о прекрасном как онтологически укорененном в «высшем» мире, и тем или иным образом связанным с Истиной. Действительно, в 20 веке произошел тектонический сдвиг во всех областях человеческого творчества и интеллектуальной культуры. Один из самых узнаваемых признаков этой перемены — рост творческих форм, которые из перспективы классической парадигмы выглядят «безобразно»: творчество систематически занялось уродливым, страшным, ужасным, мрачным, депрессивным, богохульным, больным и девиантным. В рамках НИСа мы изучим происхождение и последствия учения Платона о прекрасном и попробуем подойти к феномену безобразного в 20 веке находя альтернативные Платону мировоззренческие и антропологические позиции. Мы обратимся классическим и современным философским текстам в поисках концептуального базиса, с помощью которого мы постараемся понять новую, пост-платоновскую эстетику, через произведения литературы, поэзии, кино, визуально-пластического и современного искусства, которые не вписываются в классическую картину мира. Мы также попробуем понять, какие трансформации это творчество осуществило, и как оно повлияло на мир, в котором мы живем, и на саморефлексию человеком своей человечности.Часть 3 (Михайловский А.В.) Научно-исследовательский семинар по диалогам Платона «Софист» и «Парменид» построен по немецкой академической модели «Interpretationskurs», в рамках которого предполагается «медленное чтение» классических философских текстов.Часть 4 (Дмитриев Т.А.). Элемент НИС посвящен одной из наиболее важных тем в развитии современной западной философской антропологии — политической антропологии Нового времени. На примере анализа и обсуждения главных работ крупнейших политических мыслителей Нового времени — Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса, Бенедикта Спинозы, Жана-Жака Руссо — в рамках курса предполагает рассмотреть характерные для их концепций учения о природе человека, о стремлениях и желаниях, движущих его поведением, и о влиянии антропологических концепций на политические теории их авторов. Особое внимание в рамках курса предполагается уделить работе с первоисточниками — медленному чтению и обсуждению на семинарах соответствующих текстов и их фрагментов. Определенное место в рамках курса будет уделено также знакомству с современным состоянием историко-философских исследований по данному кругу проблем.