• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Основы правового регулирования Big Data"

Статус: Курс по выбору (Юриспруденция: цифровой юрист)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

В результате изучения дисциплины «Основы правового регулирования Big Data» у обучающихся будет сформировано представление о сущности понятия больших данных, в том числе как о правовой категории, а также о правовом режиме и возможностях применения феномена Big Data в различных сферах: в качестве ресурса государственного и социального управления, в бизнесе и т.д. Особое внимание будут уделено исследованию международного подхода к правовому регулированию применения Big Data и изучению основ национального регулирования Big Data.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса является формирование у студентов мышления, основанного на использовании новейших цифровых технологий в сфере больших данных, которые активно способствуют развитию экономики, политики, права, государства, а также представления о правовом статусе данных категорий в Российской Федерации и за рубежом с учетом вопросов обеспечения национальной безопасности. В частности, курс направлен на получение бакалаврами: ·понятия сущности категории данные, их наполнение как правовой категории, а так же особенностей феномена Big Data и подходов к их определению; ·знаний относительно методик сбора и применения Big Data как технологии; ·понятия о возможностях и сферах применения технологии Big Data, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности ·сведений относительно правового режима данных и Big Data в российском праве; ·знаний о различных международных подходов к правовому регулированию применения технологии Big Data; базовых знаний для решения основных проблем, возникающих в правоприменительной практике по делам, связанным с большими данными. ·получение теоретических знаний и практических навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности; формирование знаний, навыков и умений, необходимых для применения закона для защиты различных видов данных, включая пользовательские данные.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать и корректно использовать юридическую терминологию.
  • Анализировать регулятивную базу и правоприменительную практику в области правового регулирования данных и Big Data
  • Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сфере данных и Big Data
  • Письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах, с учетом возможностей использования технологии Big Data в связи со сбором, хранением, распространением информации, аналитики данных, защитой информации, обеспечением ее конфиденциальности с учетом требований действующего законодательства
  • Проектировать правовые нормы для различных уровней нормотворчества в сфере применения технологий Big Data с учетом требований информационной безопасности
  • Анализировать пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения в правоотношениях, осложненных применением технологии Big Data
  • Аргументировать принятие нормативного решения и выявлять последствия его реализации в сфере применения технологий больших данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Данные как объект правоотношения
  • Тема 2. Сущность и аналитика больших данных
  • Тема 3. Сферы применения больших данных
  • Тема 4. Принципы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления большими данными
  • Тема 5. Правовой институт больших данных.
  • Тема 6. Тенденции развития законодательства в сфере больших данных в России
  • Тема 7. Сравнительно-правовой анализ международного опыта и тенденций правового регулирования больших данных.
  • Тема 8. Анализ зарубежного опыта правового регулирования больших данных.
  • Тема 9. Задачи управления данными в эпоху Big Data в Российской Федерации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Круглый стол
    Круглый стол предполагает выступление участников с заранее подготовленными докладами и активное участие в дискуссии (путем задавания вопросов докладчикам). Доклады заключается в написании студентом письменной работы по конкретной проблеме, рассматриваемой в рамках читаемого курса, с дальнейшим представлением его в устной форме (свободный рассказ с опорой на презентацию). Подготовка доклада предполагает наличие сопутствующей письменной работы объемом 3–4 страницы 14 шрифтом полуторным интервалом, со ссылками на источники цитирования. Доклад предполагает сопровождение выступления презентацией, составленной при помощи любых программных средств. В рамках доклада студент должен показать свое умение грамотно подбирать информацию по теме в большом количестве источников глобальной сети, проверять информацию, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться различными источниками, делать конкретные выводы. Тема и форма доклада, его объем и другие технические моменты определяется индивидуально заранее по согласованию между преподавателем и студентом не позднее, чем за одну неделю до дедлайна. Для доклада в качестве обязательных элементов доклада выступают: обсуждение практических аспектов рассматриваемой проблемы с указанием примеров из судебной практики, а также авторский вывод, содержащий в себе конкретную позицию; наличие ссылок на иностранные источники.
  • неблокирующий Групповой проект
    Заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) проекта нормативного правового акта. Групповой проект заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) предложений по изменению законодательства. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждого комитета выступают 1-2 представителя. По окончанию обсуждений представители комитета презентуют свои предложения. При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок изменения законодательства, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию. При защите группового проекта позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок включения разрабатываемых норм в законодательство, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию, вносить предложения по реализации норм.
  • неблокирующий Кейс-обучение
    Кейс-обучение заключается в анализе студентом индивидуально или в группе до 2 человек отечественной и зарубежной судебной практики по тематике курса. Результаты анализа докладываются студентом устно продолжительностью до 3-4 минут с представлением презентации, содержащей основную фабулы, выводы и ссылки на использованную судебную практику и источники ее опубликования / размещения или передовой опыт различных субъектов. Конкретная тематика выбирается каждым студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Научный дискурс
    Студенты изучают предложенные преподавателем на предыдущем семинарском занятии научные и научно-практические публикации ведущих ученых и практиков, посвященные отдельным проблемам технологии блокчейн. На следующем семинарском занятии в рамках научного дискурса на основании изучения предложенных материалов студенты комментируют и аргументированно критикуют прочитанное, высказывают и обосновывают собственное мнение, участвуют в дискуссии с другими студентами и преподавателем.
  • неблокирующий Деловая игра
    Деловая игра (неблокирующий элемент контроля) заключается в подготовке студентом консолидированной позиции одной из сторон по заранее представленной преподавателем фабуле. Работа над позицией может осуществляться в определенных преподавателем группах или индивидуально. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждой стороны разбирательства выступают 1-2 представителя. По окончанию «прений», каждой группе, представляющей сторону защиты и обвинения, будет предоставлено право выступить с «репликой», количество «реплик» не ограничено, с «репликой» выступают студенты – представители группы, которые не участвовали в презентации позиции в «прениях». Каждый студент по своему усмотрению может предоставить подготовленную им самостоятельно позицию в письменном виде. Обоснованная и мотивированная позиция в письменном виде будет оценена и засчитана как активное участие при проведении деловой игры. Преподаватель вправе определить применимое право отдельных стран для разных групп. При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию. Допускается анализ предположительных доказательств.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность + 0.2 * Групповой проект + 0.2 * Деловая игра + 0.1 * Кейс-обучение + 0.2 * Круглый стол + 0.1 * Научный дискурс
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Большие данные : революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим, Майер-Шенбергер, В., 2014
  • Волков, В. Э. Цифровое право. Общая часть : учебное пособие / В. Э. Волков. — Самара : Самарский университет, 2022. — 111 с. — ISBN 978-5-7883-1770-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/336446 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Цифровое право : учебник, М-во науки и высшего образования РФ, , 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под общ. ред. Блажеева В.В., Егоровой М.А. - Цифровое право. Глоссарий понятий - 978-5-392-31086-9 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/43382 - 43382 - PROSPECT

Авторы

  • Арутюнова Тамара Робертовна
  • Жирнова Наталья Александровна