• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Научно-исследовательский семинар “Исследования в области трансформации бизнес-моделей и бизнес-процессов”

Статус: Курс по выбору
Направление: 00.00.00. Аспирантура
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

На основе новых вызовов в менеджменте, которые возникают в результате стремительных изменений в окружающей среде показаны новые направления исследований, которые развиваются в ответ на запросы бизнеса. Отдельные направления исследований только зарождаются, другие – модифицируют уже сложившиеся исследовательские школы, создавая тем самым основания для сближения исследовательской повестки и проблем реального бизнеса. На примере исследований трансформации бизнес-моделей и процессов демонстрируется как формировались основные направления исследования в этой развивающейся тематике, происходило становление методологической основы, консолидация основных понятий, раскрывается спектр открытых вопросов. Курс акцентирует внимание на динамике процессов трансформации и системной перспективе, базируясь на появлении новых сложных форм организации бизнеса. Курс проводится в форме научного семинара, в котором обсуждаются статьи и подходы, отражающие современный уровень понимания проблем трансформации. Особое внимание обращается на развитие логики исследования в контексте «постановка проблемы – основные вопросы исследования – методология – дизайн – новизна ожидаемых результатов».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является оказание помощи аспиратам: - в анализе основных направлений исследования в области выбранной темы, наглядном представлении развития различных исследовательских направлений и их современных акцентов; - в определении степени разработанности проблемы и выделении той новизны, которую соискатель намерен продемонстрировать в результате своего исследования; - в глубоком понимании методологии исследования и источников ее возникновения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • основные направления развития теории менеджмента (вектора развития, системная перспектива), современные акценты и ориентиры исследований в менеджменте
  • знать основные научные школы, формирующиеся в процессе трансформации бизнес-моделей и процессов;
  • особенности реализации основных стратегических направлений менеджмента в новых формирующихся социально-экономических системах.
  • идентифицировать проблемы в своей исследовательской области;
  • сформулировать основной исследовательский вопрос и обосновать его значимость в траекториях развивающихся исследований;
  • обосновать методологию проводимого исследования
  • выделить то новое в сложившейся системе знаний, что аспирант предполагает получить в результате своего исследования и показать значимость ожидаемого результата как для развития научной мысли в выбранной области, так и для формирования управленческих рекомендаций;
  • выстраивать содержательную логику исследования;
  • выстраивать аргументацию в соответствии с современными научными стандартами.
  • Владеть методами построения теоретических моделей;
  • Владеть логикой построения развернутого плана исследования;
  • Владеть навыками написания научно-исследовательских отчетов, рефератов, статей.
  • основные направления развития теории менеджмента (вектора развития, системная перспектива), современные акценты и ориентиры исследований в менеджменте;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема I. Бизнес-модели: основные школы, подходы, поиски содержательного фундамента концепции, траектории развития исследований
  • Тема II. Стратегии устойчивого развития и новые исследования в стратегическом управлении
  • Тема III. Бизнес-модели и процессы управления платформами и экосистемами – новые направления исследований в стратегическом управлении
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Домашнее задание 1 реализуется в виде подготовки письменных заданий по результатам анализа предложенных к обсуждению статей. Задание выдается группе аспирантов, готовящих презентацию по анализируемой статье. Задание состоит из нескольких контрольных вопросов. Отдельные баллы выставляются команде, за презентацию.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в формате круглого стола, где аспиранты презентуют свои исследования (методология – дизайн – новизна ожидаемых результатов) темы своего исследования и отдельно выделяют новизну результатов своих исследований в контексте обсуждаемых в семинаре новых трендов и формирующихся направлений развития исследований в менеджменте. Материал для круглого стола готовится на основе Домашнего задания 2. Подготовленный материал представляет собой презентацию (5-6 слайдов).
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Домашнее задание 2 реализуется в формате подготовки материалов по теме диссертационного исследования. Задание выполняется самостоятельно аспирантом, тема задается преподавателем курса, как правило, в рамках той тематики, которая выбрана аспирантом как направление исследования. Результат выполнения задания представляет собой текст в формате Word, в котором должна быть отражена степень разработанности выбранной аспирантом темы, ее развития в исследованиях и предполагаемого вклада работы аспиранта в теоретическую новизну в контексте выявленных новых акцентов и направлений развития выбранного научного направления. В логике «постановка проблемы – основные вопросы исследования – методология – дизайн – новизна ожидаемых результатов» акцент делается на последние три пункта.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st semester
    0.25 * Домашнее задание 1 + 0.25 * Домашнее задание 2 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Business model generation : a handbook for visionaries, game changers, and challengers, Osterwalder, A., 2010
  • Бизнес-модели : 55 лучших шаблонов, пер. с англ., 2-е изд., 431 с., Гассман, О., Франкенбергер, К., Шик, М., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Haaker, T., Bouwman, H., Janssen, W., & de Reuver, M. (2017). Business model stress testing: A practical approach to test the robustness of a business model. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DCF86D3F
  • Kotarba Marcin. (2018). Digital Transformation of Business Models. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BF63B999

Авторы

  • Филипская Елена Владимировна
  • Третьяк Ольга Анатольевна