• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Система публично-правовых механизмов регулирования в фармацевтике и здравоохранении

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина предназначена для систематизации актуальных знаний и развития целостного представления у обучающихся о системе публично-правового регулирования и особенностях ее механизмов в фармацевтике и здравоохранении. Отдельные разделы и темы дисциплины посвящены рассмотрению источников медицинского и фармацевтического права, изучению предмета и метода правового регулирования медицинской и фармацевтической деятельности. Ключевыми аспектами дисциплины являются формирование и развитие понимания базовых процессов публично-правового регулирования на различных уровнях, формирование навыков и умений применения правовых средств, инструментов и механизмов публично-правового регулирования в законотворческой, правоприменительной и экспертной деятельности в фармацевтике и здравоохранении, этические, исследовательские и образовательные аспекты их реализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить обучающихся анализировать российский и зарубежный опыт, законодательство и судебную практику правового регулирования в сфере здравоохранения и индустрии фармбиотех и сформировать навыки применения полученных знаний
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные требования, цель, смысл и социальную значимость юридической работы в здравоохранении
  • Знает систему правового регулирования в сфере здравоохранения
  • Знает порядок разработки и совершенствования нормативных правовых актов, уровень регулирования и компетенцию регуляторов
  • Знает нормативные правовые акты универсального и регионального характера в изучаемой сфере юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
  • Знает порядок использования на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ
  • Участвует в подготовке нормативно-правовых актов, направленных на регулирование медицинской деятельности
  • Оказывает юридическую помощь, консультирование по вопросам правого регулирования в сфере здравоохранения
  • Применяет порядок использования на практике приобретенных умений и навыков проведение научных исследований по правовым проблемам
  • Участвует в проведении научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности
  • Анализирует научную и специальную литературу в области правового регулирования системы здравоохранения
  • Применяет навыки управления самостоятельной работой
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Конституционные и международно-правовые основы медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации
  • 2. Административно-правовое регулирование системы государственного и муниципального управления в медицинской и фармацевтической сферах.
  • 3. Правовое регулирование финансирования медицинской деятельности. Публично-правовые основы обязательного медицинского страхования.
  • 4. Публично-правовое регулирование фармацевтической деятельности.
  • 5. Экспорт медицинских услуг.
  • 6. Правовое регулирование биоэтики.
  • 7. Государственный контроль в сфере неконвенциональной медицины.
  • 8. Публично-праовые формы защиты прав и законных интересов пациентов и работников медицинской и фармацевтической отраслей.
  • 9. Уголовная ответственность в сфере медицинской и фармацевтической деятельности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Круглый стол
    Круглый стол предполагает выступление участников с заранее подготовленными докладами и активное участие в дискуссии (путем задавания вопросов докладчикам). Доклады заключается в написании студентом (или группой студентов по решению преподавателя) письменной работы по конкретной проблеме, рассматриваемой в рамках читаемого курса, с дальнейшим представлением его в устной форме (свободный рассказ с опорой на презентацию). Подготовка доклада предполагает наличие сопутствующей письменной работы объемом 3–4 страницы 14 шрифтом полуторным интервалом, со ссылками на источники цитирования. Доклад предполагает сопровождение выступления презентацией, составленной при помощи любых программных средств. В рамках доклада студент должен показать свое умение грамотно подбирать информацию по теме в большом количестве источников глобальной сети, проверять информацию, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться различными источниками, делать конкретные выводы. Тема и форма доклада, его объем и другие технические моменты определяется индивидуально заранее по согласованию между преподавателем и студентом не позднее, чем за одну неделю до дедлайна. Для доклада в качестве обязательных элементов доклада выступают: обсуждение практических аспектов рассматриваемой проблемы с указанием примеров из судебной практики, а также авторский вывод, содержащий в себе конкретную позицию; наличие ссылок на иностранные источники.
  • неблокирующий Групповой проект
    Заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) проекта нормативного правового акта. Групповой проект заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) предложений по изменению законодательства. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждого комитета выступают 1-2 представителя. По окончанию обсуждений представители комитета презентуют свои предложения с приложением документации (пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, текст законопроекта, список нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию). При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок изменения законодательства, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию. При защите группового проекта позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок включения разрабатываемых норм в законодательство, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию, вносить предложения по реализации норм.
  • неблокирующий Кейс-обучение
    Кейс-обучение заключается в анализе студентом (или группой студентов по решению преподавателя) отечественной и зарубежной судебной практики по определенной преподавателем не менее, чем за 5 календарных дней до защиты тематике. Результаты анализа докладываются студентом (группой) устно продолжительностью до 3-5 минут с представлением презентации, содержащей основную фабулы, выводы и ссылки на использованную судебную практику и источники ее опубликования / размещения. Конкретная тематика выбирается каждым студентом самостоятельно.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.3 * Групповой проект + 0.1 * Кейс-обучение + 0.1 * Кейс-обучение + 0.3 * Круглый стол
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мохов А.А. - Основы медицинского права Российской Федерации (Правовые основы медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации). Учебное пособие - 978-5-392-29578-4 - Проспект - 2019 - http://ebs.prospekt.org/book/18936 - 18936 - PROSPECT
  • Отв. ред. Мохов А.А. - Медицинское право России. Учебник - 978-5-392-33765-1 - Проспект - 2021 - http://ebs.prospekt.org/book/44292 - 44292 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Басова, А. В.  Медицинское право : учебник для вузов / А. В. Басова ; под редакцией Г. Н. Комковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 310 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15112-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520398 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Тыртышный Алексей Александрович
  • Жирнова Наталья Александровна