2024/2025
Методы количественного анализа данных в психологии: многоуровневые и смешанные модели
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Колачев Никита Игоревич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Цель освоения дисциплины
- Овладение основными теоретическими концепциями многоуровневого моделирования и смешанных моделей, включая различие между фиксированными и случайными эффектами, а также понимание структуры данных, подходящих для этих методов
- Формирование у студентов компетенций в области применения многоуровневых и смешанных моделей для анализа сложных данных в психологических исследованиях
Планируемые результаты обучения
- Определять ситуации, в которых многоуровневые и смешанные модели предпочтительнее традиционных
- Выделять критерии применимости многоуровневых и смешанных моделей
- Оценивать качество модели
- Интерпретировать результаты моделирования
- Определять ограничения многоуровневых и смешанных моделей
- Сравнивать модели с помощью теста отношения правдоподобия и информационных критериев согласия
Содержание учебной дисциплины
- 1. Предпосылки применения многоуровневых и смешанных моделей
- 2. Многоуровневая линейная модель с фиксированными эффектами
- 3. Многоуровневая линейная модель со случайными эффектами
- 4. Многоуровневая логистическая модель с фиксированными эффектами
- 5. Многоуровневая логистическая модель со случайными эффектами
Элементы контроля
- Контрольные работыБудут две контрольные работы: одна по линейным, другая – по логистическим моделям.
- ДокладДоклад предполагает выступление каждого слушателя по проблемам, подробно не затрагиваемым в курсе. На выступление отводится не более 20 минут, ответы на вопросы докладчику – не более 10 минут. Примерные темы докладов: Отличия классического метода максимального правдоподобия от ограниченного максимального правдоподобия при оценке коэффициентов многоуровневых и смешанных моделей Подходы к расчёту объёма выборки при использовании многоуровневых моделей Подходы к расчёту объёма выборки при использовании смешанных моделей
- Анализ данныхНеобходимо сформулировать два исследовательских вопроса (две гипотезы) и провести анализ методом многоуровневой или смешанной модели. Результаты моделирования необходимо корректно представить, описать и проинтерпретировать.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.3 * Анализ данных + 0.4 * Доклад + 0.3 * Контрольные работы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- An introduction to multilevel modeling techniques, Heck, R. H., 2009
- Data analysis using regression and multilevel/hierarchical models, Gelman, A., 2009
- Hox, J. J. (2010). Multilevel Analysis : Techniques and Applications, Second Edition (Vol. 2nd ed). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=336658
- Multilevel analysis : an introduction to basic and advanced multilevel modeling, Snijders, T. A. B., 1999
- Multilevel analysis : an introduction to basic and advanced multilevel modeling, Snijders, T. A. B., 2012
- Multilevel analysis : techniques and applications, Hox, J., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Multilevel analysis of individuals and cultures. (2008). Erlbaum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.8debce94.6854.4edd.b0f6.8bae61fccd4c