• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Методы количественного анализа данных в психологии: многоуровневые и смешанные модели

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Методы количественного анализа данных в психологии: многоуровневые и смешанные модели
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основными теоретическими концепциями многоуровневого моделирования и смешанных моделей, включая различие между фиксированными и случайными эффектами, а также понимание структуры данных, подходящих для этих методов
  • Формирование у студентов компетенций в области применения многоуровневых и смешанных моделей для анализа сложных данных в психологических исследованиях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определять ситуации, в которых многоуровневые и смешанные модели предпочтительнее традиционных
  • Выделять критерии применимости многоуровневых и смешанных моделей
  • Оценивать качество модели
  • Интерпретировать результаты моделирования
  • Определять ограничения многоуровневых и смешанных моделей
  • Сравнивать модели с помощью теста отношения правдоподобия и информационных критериев согласия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Предпосылки применения многоуровневых и смешанных моделей
  • 2. Многоуровневая линейная модель с фиксированными эффектами
  • 3. Многоуровневая линейная модель со случайными эффектами
  • 4. Многоуровневая логистическая модель с фиксированными эффектами
  • 5. Многоуровневая логистическая модель со случайными эффектами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы
    Будут две контрольные работы: одна по линейным, другая – по логистическим моделям.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад предполагает выступление каждого слушателя по проблемам, подробно не затрагиваемым в курсе. На выступление отводится не более 20 минут, ответы на вопросы докладчику – не более 10 минут. Примерные темы докладов: Отличия классического метода максимального правдоподобия от ограниченного максимального правдоподобия при оценке коэффициентов многоуровневых и смешанных моделей Подходы к расчёту объёма выборки при использовании многоуровневых моделей Подходы к расчёту объёма выборки при использовании смешанных моделей
  • неблокирующий Анализ данных
    Необходимо сформулировать два исследовательских вопроса (две гипотезы) и провести анализ методом многоуровневой или смешанной модели. Результаты моделирования необходимо корректно представить, описать и проинтерпретировать.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Анализ данных + 0.4 * Доклад + 0.3 * Контрольные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An introduction to multilevel modeling techniques, Heck, R. H., 2009
  • Data analysis using regression and multilevel/hierarchical models, Gelman, A., 2009
  • Hox, J. J. (2010). Multilevel Analysis : Techniques and Applications, Second Edition (Vol. 2nd ed). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=336658
  • Multilevel analysis : an introduction to basic and advanced multilevel modeling, Snijders, T. A. B., 1999
  • Multilevel analysis : an introduction to basic and advanced multilevel modeling, Snijders, T. A. B., 2012
  • Multilevel analysis : techniques and applications, Hox, J., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Multilevel analysis of individuals and cultures. (2008). Erlbaum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.tilburguniversity.edu.publications.8debce94.6854.4edd.b0f6.8bae61fccd4c

Авторы

  • Колачев Никита Игоревич
  • Вечерин Александр Викторович