Магистратура
2024/2025
Право цифровых платформ
Статус:
Курс обязательный (Цифровое право)
Направление:
40.04.01. Юриспруденция
Кто читает:
Департамент права цифровых технологий и биоправа
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Савельев Александр Иванович
Прогр. обучения:
Цифровое право
Язык:
русский
Кредиты:
12
Программа дисциплины
Аннотация
Право цифровых платформ является одной из базовых дисциплин магистерской программы «Цифровое право». Курс знакомит студентов с правовыми вызовами, концепциями и направлениями правового регулирования отношений в области современной платформенной экономики на глобальном и национальном уровнях. В рамках курса рассматриваются характеристики и подходы к классификации цифровых платформ, их роль в трансформации традиционных институтов права, в частности, в сфере трудовых отношений, вещного права, интеллектуальной собственности, юридической ответственности, договорного права, конкуренции и антимонопольного регулирования. Большое внимание уделяется как прикладному исследованию правовых проблем, связанных со свойствами цифровых платформ как особых участников отношений в цифровой среде, так и вырабатывающимся доктринальным подходам. В этой связи рассматриваются правовые аспекты применения алгоритмов и искусственного интеллекта, использования и доступа к пользовательским данным, модерации контента, взаимоотношений платформ с потребителями, малым и средним бизнесом. Изучение данного курса основано на следующих дисциплинах: гражданское право, информационное право, антимонопольное право, право интеллектуальной собственности. В свою очередь, основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении правового регулирования цифровых финансовых активов, искусственного интеллекта, информационной безопасности, налогообложения в цифровой среде.
Цель освоения дисциплины
- Дисциплина направлена на формирование у студентов на междисциплинарной основе целостного представления об особенностях правового регулирования цифровых платформ, которые играют важную роль в условиях современного экономического и технологического развития. Курс ориентирован на подготовку квалифицированных специалистов в указанной сфере, обладающими навыками аналитической деятельности и умеющими использовать полученные знания на практике.
Планируемые результаты обучения
- научиться разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели в целях осуществления фундаментальных и прикладных правовых исследований, экспертно-аналитических работ в указанной сфере
- получить навыки системного толкования применимого к правоотношениям, связанным с деятельностью цифровых платформ, законодательства и судебной практики, в том числе, в ситуациях наличия пробелов и коллизий норм права, решения сложных регуляторных вопросов индустрии
- получить системные представления об актуальных правовых проблемах, концепциях и подходах к правовому регулированию деятельности цифровых платформ
- уметь анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и предлагать наиболее взвешенные варианты их решения
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие и особенности правового регулирования цифровых платформ.
- Тема 2. Цифровые гиганты и рыночная власть цифровых платформ. Цифровые экосистемы.
- Тема 3. Алгоритмы и машинное обучение в деятельности платформ.
- Тема 4. Данные в деятельности цифровых платформ.
- Тема 5. Контентная фильтрация, модерация контента и право на свободу выражения мнения. Цифровые платформы в информационных правоотношениях.
- Тема 6. Цифровые платформы и защита прав на результаты интеллектуальной деятельности.
- Тема 7. Регулирование и особенности взаимодействия цифровых платформ с бизнес-и частными пользователями.
- Тема 8. Цифровые платформы и трудовое право
Элементы контроля
- Активность
- Доклад/анализ кейса
- Научное достижениеПубликация статьи в журнале, разработка собственной оригинальной концепции.
- Устный опрос
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Активность + 0.2 * Активность + 0.2 * Доклад/анализ кейса + 0.4 * Устный опрос
- 2024/2025 4th module0.4 * Активность + 0.4 * Активность + 0.2 * Научное достижение
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Creating new markets in the digital economy : value and worth, Ng, I. C. L., 2014
- Digital marketing analytics : making sense of consumer data in a digital world, Hemann, C., 2013
- Matchmakers : the new economics of multisided platforms, Evans, D.S., 2016
- Цифровое право : учебник, М-во науки и высшего образования РФ, , 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Becoming digital : toward a post-internet society, Mosco, V., 2017
- Competition, innovation and the Microsoft monopoly: antitrust in the digital marketplace : proceedings of a conference held by The Progress & Freedom Foundation in Washington, DC, February 5, 1998, , 2001
- Digital labour and Karl Marx, Fuchs, C., 2014