• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Право цифровых платформ

Статус: Курс обязательный (Цифровое право)
Направление: 40.04.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Цифровое право
Язык: русский
Кредиты: 12

Программа дисциплины

Аннотация

Право цифровых платформ является одной из базовых дисциплин магистерской программы «Цифровое право». Курс знакомит студентов с правовыми вызовами, концепциями и направлениями правового регулирования отношений в области современной платформенной экономики на глобальном и национальном уровнях. В рамках курса рассматриваются характеристики и подходы к классификации цифровых платформ, их роль в трансформации традиционных институтов права, в частности, в сфере трудовых отношений, вещного права, интеллектуальной собственности, юридической ответственности, договорного права, конкуренции и антимонопольного регулирования. Большое внимание уделяется как прикладному исследованию правовых проблем, связанных со свойствами цифровых платформ как особых участников отношений в цифровой среде, так и вырабатывающимся доктринальным подходам. В этой связи рассматриваются правовые аспекты применения алгоритмов и искусственного интеллекта, использования и доступа к пользовательским данным, модерации контента, взаимоотношений платформ с потребителями, малым и средним бизнесом. Изучение данного курса основано на следующих дисциплинах: гражданское право, информационное право, антимонопольное право, право интеллектуальной собственности. В свою очередь, основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении правового регулирования цифровых финансовых активов, искусственного интеллекта, информационной безопасности, налогообложения в цифровой среде.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина направлена на формирование у студентов на междисциплинарной основе целостного представления об особенностях правового регулирования цифровых платформ, которые играют важную роль в условиях современного экономического и технологического развития. Курс ориентирован на подготовку квалифицированных специалистов в указанной сфере, обладающими навыками аналитической деятельности и умеющими использовать полученные знания на практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • научиться разрабатывать методологический инструментарий, теоретические модели в целях осуществления фундаментальных и прикладных правовых исследований, экспертно-аналитических работ в указанной сфере
  • получить навыки системного толкования применимого к правоотношениям, связанным с деятельностью цифровых платформ, законодательства и судебной практики, в том числе, в ситуациях наличия пробелов и коллизий норм права, решения сложных регуляторных вопросов индустрии
  • получить системные представления об актуальных правовых проблемах, концепциях и подходах к правовому регулированию деятельности цифровых платформ
  • уметь анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и предлагать наиболее взвешенные варианты их решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие и особенности правового регулирования цифровых платформ.
  • Тема 2. Цифровые гиганты и рыночная власть цифровых платформ. Цифровые экосистемы.
  • Тема 3. Алгоритмы и машинное обучение в деятельности платформ.
  • Тема 4. Данные в деятельности цифровых платформ.
  • Тема 5. Контентная фильтрация, модерация контента и право на свободу выражения мнения. Цифровые платформы в информационных правоотношениях.
  • Тема 6. Цифровые платформы и защита прав на результаты интеллектуальной деятельности.
  • Тема 7. Регулирование и особенности взаимодействия цифровых платформ с бизнес-и частными пользователями.
  • Тема 8. Цифровые платформы и трудовое право
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Доклад/анализ кейса
  • неблокирующий Научное достижение
    Публикация статьи в журнале, разработка собственной оригинальной концепции.
  • неблокирующий Устный опрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность + 0.2 * Активность + 0.2 * Доклад/анализ кейса + 0.4 * Устный опрос
  • 2024/2025 4th module
    0.4 * Активность + 0.4 * Активность + 0.2 * Научное достижение
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Creating new markets in the digital economy : value and worth, Ng, I. C. L., 2014
  • Digital marketing analytics : making sense of consumer data in a digital world, Hemann, C., 2013
  • Matchmakers : the new economics of multisided platforms, Evans, D.S., 2016
  • Цифровое право : учебник, М-во науки и высшего образования РФ, , 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Becoming digital : toward a post-internet society, Mosco, V., 2017
  • Competition, innovation and the Microsoft monopoly: antitrust in the digital marketplace : proceedings of a conference held by The Progress & Freedom Foundation in Washington, DC, February 5, 1998, , 2001
  • Digital labour and Karl Marx, Fuchs, C., 2014

Авторы

  • Солдаткина Оксана Леонидовна
  • Войтас Татьяна Валерьевна
  • Крупенин Роман Александрович