2024/2025
Маркетинг
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Солодихина Анна Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Маркетинг» предназначен для студентов, стремящихся развить навыки предпринимательства и научиться эффективно продвигать свои проекты на рынке. В рамках курса студенты получат знания и навыки, необходимые для успешного запуска и развития стартапов. Они узнают, как генерировать идеи, исследовать рынок, определять целевую аудиторию, создавать уникальные торговые предложения, выбирать наиболее эффективные каналы продвижения, тестировать спрос и корректировать маркетинговые стратегии.Особое внимание будет уделено практическим занятиям, на которых студенты смогут применить полученные знания и навыки в реальных условиях, работая над собственными проектами. Студенты научатся анализировать рынок, выявлять потребности клиентов, разрабатывать маркетинговые кампании, оценивать эффективность различных каналов продвижения и принимать обоснованные решения на основе полученных данных.В результате обучения студенты будут обладать необходимыми знаниями и навыками для успешной реализации своих проектов. Они смогут эффективно использовать полученные знания и умения на практике, успешно продвигать свои продукты и услуги на рынке и достигать поставленных целей.
Цель освоения дисциплины
- обучить студентов основам маркетинга и дать им практические навыки, необходимые для создания и продвижения стартапов. Студенты изучат основные принципы и инструменты маркетинга, а также получат опыт разработки и тестирования маркетинговых стратегий на примере собственных проектов.
Планируемые результаты обучения
- * Знать отличие группы людей от команды проекта * Знать принципы распределения ролей в команде * Знать причины социальной лености и как их нивелировать * Уметь искать людей в команду исходя их потребностей проекта * Уметь составлять календарный план-график Ганта * Уметь составлять устав команды и компании * Владеть навыками распределения долей стартапа * Владеть навыками поиска трудовых кадров с использованием различных источников трудовых ресурсов
- * Знать принципы составления портрета потребителя * Знать, чем отличается целевая аудитория от потребительских сегментов * Уметь составлять профиль клиента * Уметь сегментировать целевую аудиторию * Владеть навыками разработки функций продукта на основе профиля потребителя * Владеть навыками определения каналов сбыта продукции целевой аудитории
- * Знать, как составляется ценностное предложение * Знать, чем отличается клиентский и продуктовый сегмент * Уметь пользоваться инструментом Value proposition canvas * Уметь составлять УТП, слоганы * Владеть навыками проектированиея бизнеса на основе ценностного предложения * Владеть навыками выявления ключевой ценности
- * Знать, где искать данные для определения объема рынка * Знать стратегии взаимодействия с конкурентами * Уметь искать конкурентов и анализировать их * Уметь разрабатывать стратегии взаимодействия с конкурентами * Владеть навыками определения PAM, TAM, SAM, SOM * Владеть навыками анализа маркетинговой стратегии конкурентов
- * Знать методы исследования клиентов * Уметь пользоваться методологией Customer development для определение проблем клиента * Уметь составлять гипотезы * Владеть навыками проведения анализа ЦА * Владеть навыками составления сценария проблемного интервью * Знать, что лежит в основе составления списка вопросов для проблемного интервью * Знать, как обрабатывать полученные экспериментальные данные * Уметь проводить интервью с потенциальными пользователями
- * Знать базовые модели монетизации и как из них можно составлять комбинации * Знать принципы ценообразования * Уметь определять цену исходя их трех условий: спрос, предложение и конкуренты * Владеть навыками выбора оптимальной модели монетизации * Владеть навыками создания тарифной сетки
- * Знать принципы микроэкономики предприятия * Знать базовые параметры расчета экономики проекта * Уметь определять себестоимость, доходную и расходную часть проекта * Уметь определять доходы, расходы на каждого клиента/продукт/услугу * Владеть навыками определения точки безубыточности * Владеть навыками определения окупаемости разработки
- * Знать, как проверять спрос на продукт до начала его разработки * Знать инструменты для тестирования спроса * Уметь приоретизировать функционал выпускаемого для теста минимально жизнеспособного пролукта * Уметь составлять карту приоритетов * Владеть навыками разработки MVP * Владеть навыками тестирования MVP
- * Уметь видеть узкие места в бизнесе и исправлять их * Уметь разбирать бизнес-проекты для анализа текущей ситуации
- * Знать отличие бизнеса от стартапа * Знать, что такое инновации * Уметь видеть тренды в интересующей отрасли * Уметь пользоваться методологиями генерации идей * Владеть навыками разработки идеи проекта исходя из потребности пользователей, развитости технологий и наличия ресурсов
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Идеи для стартапа: откуда их брать?
- Команда проекта
- Целевая аудитория
- Ценностное предложение
- Объем рынка и конкуренты
- Customer development
- Модели монетизации и ценообразование
- Unit-экономика
- Минимально жизнеспособный продукт
- Ошибки при выводе продуктов на рынок
Элементы контроля
- Домашнее задание №1Защита командной работы
- Домашнее задание №2
- Домашнее задание №4
- Домашнее задание №3
- Экзамен в формате защиты проектаЗащита итогового проекта, устно с презентацией перед комиссией
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.175 * Домашнее задание №1 + 0.175 * Домашнее задание №2 + 0.175 * Домашнее задание №3 + 0.175 * Домашнее задание №4 + 0.3 * Экзамен в формате защиты проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Золотые" покупатели : стоят ли клиенты тех денег, что вы на них тратите?, Гупта, С., 2007
- Alvarez, C. (2014). Lean Customer Development : Building Products Your Customers Will Buy (Vol. First edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780832
- Blank, S. G., & Dorf, B. (2015). The Path to the Epiphany: The Customer Development Model, How narrow the gate and constricted the road that leads to life. And those who find it are few.—Matthew 7:14 ; El camino a la Epifanía del Señor: El Modelo de Desarrollo de Clientes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DE80278
- Competitive strategy : techniques for analyzing industries and competitors, Porter, M. E., 1980
- Private labels : новые конкуренты традиционных брендов, Кумар, Н., 2015
- Ries, E. (2011). The Lean Startup : How Today’s Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. New York: Currency. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733896
- Аппело, Ю. Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами: Практическое руководство / Аппело Ю. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 534 с. ISBN 978-5-9614-6361-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1003506
- Борисов, К. Герой и его команда : Как собрать, зажечь и достичь результатов : практическое руководство / К. Борисов. - Москва : Альпина ПРО, 2022. - 208 с. - ISBN 978-5-907470-17-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1904803
- Брендинг и ценообразование : как победить в гонке за прибыль: пер. с англ., Доктерс Р. Дж., 2005
- Виртуальное моделирование, прототипирование и промышленный дизайн: материалы V Международной научно-практической конференции. Выпуск 5 : материалы конференции : в 3 томах / под редакцией М. Н. Краснянского. — Тамбов : ТГТУ, 2018 — Том 1 — 2018. — 705 с. — ISBN 978-5-8265-1996-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/319883 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Дэвид Огилви и современная реклама, Роман, К., 2010
- Интернет-реклама, или Как делаются деньги в сети, Голик, В. С., 2006
- Команда на миллион: создаем систему управления персоналом - 978-5-496-02282-8 - Нежданов Д.В. - 2017 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/352704 - 352704 - iBOOKS
- Коммерческое ценообразование : Учебник, Липсиц И.В., 2000
- Коммерческое ценообразование, учебник, Высш. шк. экон. (гос. ун-т), М-во экон. РФ, М-во общ. и проф. образов. РФ, 368 с., Липсиц, И. В., 1999
- Конкуренция и предпринимательство - 978-5-91603-011-2 - Кирцнер И. - 2010 - Челябинск: Социум - https://ibooks.ru/bookshelf/350886 - 350886 - iBOOKS
- Лидер и его команда : практика работы тренеров и консультантов в организациях, Клюева, Н. В., 2008
- Лихачев, М. О. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика : учебно-методическое пособие / М. О. Лихачев. — Москва : МПГУ, 2017. — 112 с. — ISBN 978-5-4263-0520-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/107358 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Лучшая команда побеждает : постройте свой бизнес на основе интеллектуального найма, Робинсон, А., 2018
- Максимов, С. В. Мнимая конкуренция: проблемы и пути их решения - М.:Юр.Норма, 2021. - 112 с. ISBN 978-5-00156-168-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1302351
- Маркетинговое ценообразование : политика, методы, практика : учеб. пособие для вузов, Данченок, Л. А., 2006
- Марки торговых сетей : новые конкуренты традиционных брендов, Кумар, Н., 2008
- Монополистическое ценообразование: проблемы и закономерности, , 1980
- От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее: пер. с англ., Тиль, П., 2017
- Отв. ред. Габов А.В. - Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений. Монография - 978-5-392-32060-8 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/43420 - 43420 - PROSPECT
- Пионеры Кремниевой долины : история первого стартапа из России, покорившего мир, Котин, М., 2021
- Плановое ценообразование, Лушин, С.И., 1986
- Почему клиенты не покупают ...и как с этим бороться, предисл. Дэвида Д'Алессандро ; пер. с англ. В. Кузина, 256 с., Форнис, Ф. Ф., 2008
- Почему уходят клиенты и как вернуть их обратно, Аврин, Д., 2020
- Работай с огоньком! : увлеченная команда - эффективная работа, Сирота, Д., 2006
- Тарануха, Ю. В., Конкуренция и конкурентоспособность : монография / Ю. В. Тарануха. — Москва : Русайнс, 2016. — 335 с. — ISBN 978-5-4365-0405-6. — URL: https://book.ru/book/917472 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
- Трудные клиенты - работа с возражениями, Ефимова, С. А., 2006
- Что любят клиенты: Практическое руководство по расширению вашего бизнеса, Беквит Г., 2004
- Энциклопедия бизнес - планов : методика разработки 75 реальных образцов бизнес - планов, Горемыкин, В. А., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Manage to win : revitalize your business, wrong-foot your competitors, Paley, N., 2005
- Sahlman, W. A., Hoffman, R., Andreessen, M., & Blank, S. G. (2018). HBR’s 10 Must Reads on Entrepreneurship and Startups (featuring Bonus Article “Why the Lean Startup Changes Everything” by Steve Blank). Boston, Massachusetts: Harvard Business Review Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1798805
- Богатырева, М. В. Макро- и микроэкономика : учебник и практикум для вузов / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08904-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494619 (дата обращения: 27.08.2024).
- Грядущая реклама : 199 примеров, секретов успеха, практических рекомендаций, Шенерт, В., 2001
- Клиенты на всю жизнь, Сьюэлл, К., 2009
- Команда победителей. Лидерство в стиле Свена-Йорана Эрикссона, Биркиншоу Дж., Крейнер С., 2005
- Коммерческое ценообразование, Сарафанова, Е. В., 2004
- Коротченков А.М., Шаповалов В.Ф., Коваль Г.А., Коротченков Е.М. - Конкуренция и конкурентоспособность. Монография - 978-5-392-36091-8 - Проспект - 2022 - http://ebs.prospekt.org/book/45315 - 45315 - PROSPECT
- Кудрявцева, А. Ф., & Юферева, М. Ю. (2015). Команда и лидерство в организации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.94DD99AF
- Моделирование и виртуальное прототипирование: Учебное пособие / Косенко И.И., Кузнецова Л.В., Николаев А.В. - Москва :Альфа-М, ИНФРА-М Издательский Дом, 2016. - 176 с. (Технологический сервис) ISBN 978-5-98281-280-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/555214
- Энциклопедия бизнес-идей : тренинг креативности, Микалко, М., 2003