• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Международные макрофинансы (продвинутый уровень)

Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Мировая экономика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Содержание курса ориентировано на формирование у слушателя целостного представления о национальной экономике во всем многообразии существующих и возникающих взаимоотношений и взаимодействий. Это необходимо для адекватной оценки состояния и возможных вариантов их развития не только в научных исследованиях, но и в процессе принятия конкретных управленческих решений. В курс входят такие темы, как система национальных счетов, теория деловых циклов, безработица, инфляция, проблемы открытой макроэкономики, финансовые рынки и макроэкономическая политика. Содержание курса базируется на таких дисциплинах как экономика, экономика отдельных отраслей и сфер, управление народным хозяйством, экономико-математическое моделирование, экономическая статистика и эконометрика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Иметь представления об основах национальной финансовой системы и международных макрофинансов, методах анализа и прогнозирования.
  • 3нать основные принципы функционирования экономики и ее секторов.
  • Уметь грамотно применять теоретические знания и практические навыки для решения задач по анализу и управлению экономикой и ее важнейшими элементами в контексте разработки социально-экономической политики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет грамотно и корректно пользоваться показателями СНС, знает их методы подсчёта, использование, ограничения.
  • Умеет анализировать факторы роста, собирать по ним данные, строить факторные модели
  • Умеет находить и анализировать публикации по темам курса, взвешивать аргументацию авторов, аргументировать собственную точку зрения.
  • Может строить сбалансированные макрофинансовые модели, знает и умеет описать соотношения и взаимосвязи между их параметрами.
  • Умеет грамотно описать динамику макрофинансовых показателей, провести и проинтерпретировать международные сравнения, описать проблемы таких сравнений.
  • Умеет анализировать денежно-кредитную и бюджетно-фискальную политику, возможные развилки, ключевые индикаторы, их воздействие на социально-экономическое положение.
  • Описывает и анализирует текущее и перспективное положение мировой финансовой системы, взаимозависимости между экономиками и валютными зонами
  • Умеет пользоваться современными офисными пакетами для экономического анализа, представлять свои результаты.
  • (Опционально) Умеет использовать библиотеки статистического анализа и машинного обучения в Python, представлять результаты анализа с помощью библиотек визуализации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. ВВП – интерпретация, методы подсчёта, межстрановые сравнения, ограничения использования показателя.
  • Тема 2. Факторы производства.
  • Тема 3. Долги и доходы в экономике. Коэффициент долговой нагрузки.
  • Тема 4. Кредит как необходимое условие развития.
  • Тема 5. Распределение и перераспределение рисков.
  • Тема 6. Изменение покупательной способности во времени.
  • Тема 7. Соотношение покупательной способности между странами. Проблема сравнения ВВП, уровня жизни, уровня счастья.
  • Тема 8. Обменный курс и паритет. Монетарная («невозможная») трилемма и её вариации.
  • Тема 9. Будущее денежных систем.
  • Тема 10. Экономика эмоций/внимания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Представление проекта
  • неблокирующий Защита проекта
    Итоговый контроль по данной дисциплине проводится в форме онлайн-выступления с презентацией по своему проекту. Оценивается умение студент(а/ки) правильно поставить главный вопрос, проиллюстрировать противоположные или конкурирующие точки зрения, обосновать выбор статистики и способа моделирования или построения собственного показателя, изложить свою точку зрения на поставленный вопрос. Время одной презентации ограничено 15 минутами. Презентацию можно подготовить как в офисном пакете (если формат не MSOffice/OpenOffice, то представляется PDF), так и в программах подготовки медиа (напр., Streamlit, или подготовить IPYNB для показа). Допустимо не пользоваться программой для презентации, а подготовить web-страницу для показа онлайн. Выбор платформы для визуализации не влияет на оценку. Вопросы к выступлению задаются преподавателем и присутствующими студент(к)ами. Оценка может быть снижена за: 1) Представление односторонних точек зрения на главный вопрос (отсутствие конкуренции идей) 2) Выбор устаревшей статистики при наличии в открытом доступе более свежей (на момент начала курса) 3) Выбор нерелевантного показателя для ответа на главный вопрос проекта. 4) Ошибки в модели. 5) Ошибки в масштабах показателей. 6) Использование систем искусственного интеллекта (напр., языковых моделей) без ссылки на это. При наличии ссылки и полного (!) понимания изложенного такое использование не ведёт к снижению оценки. 7) Использование чужих текстов или моделей без ссылки на авторов и конкретные публикации (ведёт к немедленному и безусловному обнулению оценки).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Защита проекта + 0.5 * Представление проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Экономические беседы, Яременко, Ю. В., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Международная финансовая система : учебник для вузов, Котелкин, С. В., 2004