• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Современные теории справедливости

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 5-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина “Современные теории справедливости” посвящена изучению актуальной дискуссии о понятии справедливость, развернувшейся в англо-американской политической философии и философии права во второй половине XX века. Категория справедливость, традиционно, занимающая одно из важнейших мест в юриспруденции всегда требовала повышенного внимания правоведов. Знакомство студентов с актуальной научной дискуссией призвано создать у обучающихся более комплексное представление о справедливости, возможных подходах к осмыслению данного понятия, ограничениях тех или иных подходов, а также значения категории справедливость для сферы права.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины дать студенту комплексное представление о современных дискуссиях о справедливости, существующих подходах к осмыслению справедливости, ограничениях тех или иных теорий и об их критике. Данные знания позволят на более фундаментальном уровне понять основания права и государственных институтов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные положения о справедливости в философии Иммануила Канта
  • Знает представления о справедливости в утилитаризме
  • Знает положения концепции «справедливость как честность» Джона Ролза
  • Знает взгляды на справедливость Рональда Дворкина
  • Знает общие положения концепции эгалитаризма удачи
  • Знает либертарианскую концепцию справедливости Роберта Нозика
  • Знает коммунитаристскую критику либеральных теорий справедливости
  • Знает основные положения подхода возможностей Амартии Сена
  • Знает основные положения эффективного альтруизма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Представления о справедливости в философском учении Иммануила Канта
  • Представления о справедливости в утилитаризме
  • Справедливость как честность Джона Ролза
  • Рональд Дворкин и попытка решить проблему безбилетника
  • Эгалитаризм удачи и попытка исправить волю случая
  • Либертарианская концепция справедливости Роберта Нозика
  • Коммунитаристская критика либеральных теорий справедливости
  • Подход возможностей Амартии Сена
  • Эффективный альтруизм как новый взгляд на утилитаризм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская активность
    Активная работа на семинарах после освоения литературы, предложенной преподавателем для самостоятельного изучения
  • неблокирующий Эссе
    Выбор свободной темы в рамках вопросов курса по согласованию с преподавателем
  • неблокирующий Экзамен в формате собеседования
    Устное собеседование по темам курса, в ходе которого преподаватель предлагает студенту раскрыть ту или иную тему без предварительной подготовки. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Пересдача проводится в устной форме.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Семинарская активность + 0.3 * Экзамен в формате собеседования + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Идея справедливости, Сен, А., 2016
  • Современная политическая философия : введение, Кимлика, У., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anderson, E. S. (2014). Qual é o sentido da igualdade? / What is the point of equality? Revista Brasileira de Ciência Política, (15), 163–227. https://doi.org/10.1590/0103-335220141507
  • Анархия, государство и утопия / пер. с англ. Б. Пинскер. — 2-е изд., эл. — (Политическая наука) - 978-5-91603-563-6 - Нозик Р. - 2020 - Челябинск: Социум - https://ibooks.ru/bookshelf/368080 - 368080 - iBOOKS
  • Анархия, государство и утопия, Нозик, Р., 2008
  • Теория справедливости, Ролз, Дж., 2010
  • Убили бы вы толстяка? : задача о вагонетке: что такое хорошо и что такое плохо?, Эдмондс, Д., 2016

Авторы

  • Чернушина Вера Олеговна
  • Сабинин Дмитрий Денисович
  • Балашов Дмитрий Викторович