Бакалавриат
2024/2025
Судебное разбирательство по административным делам
Статус:
Курс по выбору (Юриспруденция)
Направление:
40.03.01. Юриспруденция
Кто читает:
Департамент частного права
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
5-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Павлова Маргарита Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина "Судебное разбирательство по административным делам" предназначена для более глубокого и комплексного изучения и усвоения студентами особенностей судебных заседаний по административным делам. В частности, в административном судопроизводстве определенной спецификой обладают требования к форме и содержанию процессуальных документов; Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает определенный порядок обращения в суды общей юрисдикции с административными исковыми заявлениями (обязанность раннего раскрытия доказательств и др.); стадии подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства также характеризуются определенной спецификой (обязательное участие профессионального представителя по определенной категории дел, специфика применения правил доказывания, замены ненадлежащего ответчика и др.). Защита и восстановление прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, нарушенных органами власти, во многом предопределяется не только знанием норм процессуального законодательства, регламентирующего порядок участия в судебных заседаниях, но также и умением применять полученные знания в практической деятельности, что с необходимостью предопределяет приобретение навыков критического анализа конкретных решений по административным делам. В рамках данной учебной дисциплины у студентов формируются, прежде всего, навыки выбора правильной юридической стратегии по делу: на примере конкретных юридических споров в зависимости от процессуального статуса участника процесса и цели его участия в деле обучающимся будет предложено проанализировать и выбрать соответствующую линию поведения в суде. Целью курса является овладение практическими навыками по применению процессуального регламента рассмотрения и разрешения административных дел, начиная с этапа составления и направления административных исковых заявлений в суд первой инстанции и заканчивая рассмотрением и разрешением жалоб в судах вышестоящих инстанций. Основными задачами курса являются:- усвоение студентами норм процессуального законодательства, регламентирующих особенности возбуждения, подготовки и судебного разбирательства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; разграничение подведомственности названных категорий дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами; роль суда и лиц, участвующих в деле, специфику участия представителей; особенности производства в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;- овладение навыками практики применения процессуальных норм к различным правовым ситуациям, возникающим в сфере административных и иных публичных правоотношений;- осуществление правовой защиты процессуальных и иных юридических документов, необходимых для правильного рассмотрения и разрешения административных дел;- консультирование по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является также подготовка студена к решению сле-дующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельно-сти: А) правоприменительная деятельность: • обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; • составление юридических документов; • получение системных и взаимосвязанных знаний об особенностях судебного засе-дания по административным делам; Б) правоохранительная деятельность: • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; • защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; В) экспертно-консультационная деятельность: • оказание юридической помощи, консультирование по вопросам рассмотрения и разрешения административных дел в судах общей юрисдикции; Г) организационно-управленческая деятельность: • осуществление организационно-управленческих функций.
Планируемые результаты обучения
- * применяет порядок направления в суды общей юрисдикции процессуальных документов по административным делам; * применяет полученные знания на практике; * анализирует правовые акты на предмет определения их нормативной природы, а также судебные решения по административным делам; * оценивает эффективность законодательных инициатив; *применяет правовой мониторинг; *предлагает правовые решения; * анализирует юридические проблемы и вырабатывает варианты их решения.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общие правила производства в суде первой инстанции по администра-тивным делам в судах общей юрисдикции
- Тема 2. Стадия возбуждения административных дел в суде общей юрисдикции: понятие и процессуальные особенности.
- Тема 3. Стадия подготовки административных дел к судебному разбирательству: понятие и процессуальные особенности.
- Тема 4. Стадия судебного разбирательства административных дел: понятие и процессуальные особенности.
- Тема 5. Особенности судебных заседаний по административным делам в суде апелляционной инстанции.
- Тема 6. Особенности судебных заседаний по административным делам в суде кассационной инстанции.
- Тема 7. Особенности судебных заседаний по административным делам в суде надзорной инстанции.
Элементы контроля
- Активность на семинарахАктивность на семинарах (неблокирующий элемент контроля) заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им лекционного материала, основной и дополнительной рекомендуемой литерату-ры, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменитель-ной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
- Устный опросУстный опрос (неблокирующий элемент контроля) заключается в проведении офлайн-экзамена. Формат на усмотрение преподавателя: вопрос-ответ или ответы по билетам. Для выставления промежуточных и окончательных оценок по дисциплине используется десятибалльная система.