• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар «Право и искусственный интеллект»

Статус: Курс по выбору (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на получение бакалаврами: понимания· сущности искусственного интеллекта и машинного обучения; ·знаний о возможностях применения искусственного интеллекта в различных общественных отношениях; ·понимания истории, современного состояния и перспектив развития искусственного интеллекта; ·исследование международного регулирования искусственного интеллекта; ·изучение основ национального регулирования искусственного интеллекта; ·получение теоретических знаний и практических навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности в сфере, связанной с применением искусственного интеллекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса является формирование у обучающихся нового мышления, основанного на использовании искусственного интеллекта в различных сферах, владение студентами ключевыми подходами к разрешению правовых проблем, возникающих в сфере использованием искусственного интеллекта с учетом отечественного, международного и зарубежного опыта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать и корректно использовать юридическую терминологию.
  • уметь анализировать регулятивную базу и правоприменительную практику в областях, где возможно применение искусственного интеллекта
  • уметь анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в сферах, где возможно применение искусственного интеллекта
  • уметь письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах, с учетом возможностей использования искусственного интеллекта
  • уметь проектировать правовые нормы для различных уровней нормотворчества с учетом тенденций правового регулирования искусственного интеллекта в Российской Федерации
  • уметь анализировать пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения с учетом тенденций правового регулирования искусственного интеллекта в Российской Федерации
  • уметь аргументировать принятие нормативного решения и выявлять последствия его реализации в сфере применения искусственного интеллекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История развития, современное состояние и перспективы искусственного интеллекта
  • Тема 2. Сущность искусственного интеллекта и машинного обучения
  • Тема 3. Сравнительный анализ развития искусственного интеллекта в зарубежных странах
  • Тема 4. Подходы к правовому регулированию искусственного интеллекта. Применение ИИ в различных сферах
  • Тема 5. Искусственный интеллект: дискуссия о правосубъектности
  • Тема 6. Прозрачность, подотчетность и непредвзятость функционирования систем искусственного интеллекта и иных алгоритмов. Искусственный интеллект и юридическая ответственность
  • Тема 7. Правовое регулирование беспилотных транспортных средств и летательных аппаратов. ИИ и дипфейки
  • Тема 8. Воздействие ИИ на право
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Активность на семинарах (неблокирующий элемент контроля) заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Круглый стол
    Круглый стол предполагает выступление участников с заранее подготовленными докладами и активное участие в дискуссии (путем задавания вопросов докладчикам). Доклады заключается в написании студентом письменной работы по конкретной проблеме, рассматриваемой в рамках читаемого курса, с дальнейшим представлением его в устной форме (свободный рассказ с опорой на презентацию). Подготовка доклада предполагает наличие сопутствующей письменной работы объемом 3–4 страницы 14 шрифтом полуторным интервалом, со ссылками на источники цитирования. Доклад предполагает сопровождение выступления презентацией, составленной при помощи любых программных средств. В рамках доклада студент должен показать свое умение грамотно подбирать информацию по теме в большом количестве источников глобальной сети, проверять информацию, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться различными источниками, делать конкретные выводы. Тема и форма доклада, его объем и другие технические моменты определяется индивидуально заранее по согласованию между преподавателем и студентом не позднее, чем за одну неделю до дедлайна. Для доклада в качестве обязательных элементов доклада выступают: обсуждение практических аспектов рассматриваемой проблемы с указанием примеров из судебной практики, а также авторский вывод, содержащий в себе конкретную позицию; наличие ссылок на иностранные источники.
  • неблокирующий Групповой проект
    Заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) проекта нормативного правового акта. Групповой проект заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) предложений по изменению законодательства. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждого комитета выступают 1-2 представителя. По окончанию обсуждений представители комитета презентуют свои предложения с приложением документации (пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, текст законопроекта, список нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию). При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок изменения законодательства, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию. При защите группового проекта позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок включения разрабатываемых норм в законодательство, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию, вносить предложения по реализации норм.
  • неблокирующий Устный опрос
    Устный опрос заключается кратком (не более 2 минут) ответе каждого студента по предварительно (не менее, чем за неделю) определенной преподавателем тематике практической направленности на основании исследования заранее подобранных и проанализированных студентом источников.
  • неблокирующий Научный дискурс
    Студенты изучают предложенные преподавателем на предыдущем семинарском занятии научные и научно-практические публикации ведущих ученых и практиков. На следующем семинарском занятии в рамках научного дискурса на основании изучения предложенных материалов студенты комментируют и аргументированно критикуют прочитанное, высказывают и обосновывают собственное мнение, участвуют в дискуссии с другими студентами и преподавателем. Не менее, чем за 3 дня до семинарского занятия студенты сдают эссе объемом до 3 страниц (оформление текста по правилам оформлении для курсовых работ), содержащее анализ и аргументированное рассуждение по одной из предложенных научных статей.
  • неблокирующий Деловая игра
    Заключается в подготовке студентом консолидированной позиции одной из сторон по заранее представленной преподавателем фабуле. Работа над позицией может осуществляться в определенных преподавателем группах или индивидуально. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждой стороны разбирательства выступают 1-2 представителя. По окончанию «прений», каждой группе, представляющей сторону защиты и обвинения, будет предоставлено право выступить с «репликой», количество «реплик» не ограничено, с «репликой» выступают студенты – представители группы, которые не участвовали в презентации позиции в «прениях». Каждый студент по своему усмотрению может предоставить подготовленную им самостоятельно позицию в письменном виде. Обоснованная и мотивированная позиция в письменном виде будет оценена и засчитана как активное участие при проведении деловой игры. Преподаватель вправе определить применимое право отдельных стран для разных групп. При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию. Допускается анализ предположительных доказательств.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Активность + 0.2 * Групповой проект + 0.1 * Деловая игра + 0.2 * Круглый стол + 0.1 * Научный дискурс + 0.1 * Устный опрос
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Амелин, Р. В. Эволюция права под воздействием цифровых технологий : монография / Р. В. Амелин, С. Е. Чаннов. — Москва : Норма, 2024. — 280 с. — DOI 10.12737/2007816. - ISBN 978-5-00156-304-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2131371
  • Под ред. Блажеева В.В., Егоровой М.А. - Цифровое право. Учебник - 978-5-392-22729-7 - Проспект - 2020 - http://ebs.prospekt.org/book/42840 - 42840 - PROSPECT
  • Правовое регулирование технологий искусственного интеллекта как базовое условие экономического прорыва России : монография / Г. Ф. Ручкина, М. В. Демченко, А. В. Попова [и др.]. — Москва : Русайнс, 2023. — 240 с. — ISBN 978-5-466-02573-6. — URL: https://book.ru/book/949454 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Регулирование робототехники: введение в «робоправо». Правовые аспекты развития робототехники и технологий искусственного интеллекта / В. В. Архипов, В. В. Бакуменко, А. Д. Волынец [и др.] , под редакцией А. В. Незнамова. — Москва : Infotropic Media, 2018. — 232 с. — ISBN 978-5-9998-0325-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138978 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 868 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16021-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536931 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Информационное право. Практикум : учебное пособие для вузов / Н. Н. Ковалева, Н. А. Жирнова, Ю. М. Тугушева, Е. В. Холодная ; под редакцией Н. Н. Ковалевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12442-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543185 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Чаннов, С. Е. Информационное право : учебник / под ред. С. Е. Чаннова. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. — 448 с. - ISBN 978-5-00156-366-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2136696

Авторы

  • Жирнова Наталья Александровна