• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Трансформация занятости и трудовых отношений в цифровую эпоху"

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 5-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках предлагаемой учебной дисциплины у обучающиеся будет сформировано целостное представление о понятии «трудовая занятость» в рамках российского законодательства, подробно рассмотрены вопросы влияния цифровых технологий на трудовые отношения в России и за рубежом, а также будет рассмотрен феномен нетипичной занятости, вопросы правового регулирования новых форм занятости в условиях цифровизации российской экономики. Особое внимание будет уделено приобретению навыков работы с цифровой кадровой документацией, а также навыков использования цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса является формирование у обучающихся нового мышления, основанного на цифровизации трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений, использовании новейших информационных технологий в области управления человеческим ресурсами, а также представления о международном и зарубежном положении в данной сфере. В частности, курс направлен на получение бакалаврами: ·понятия о сущности эволюции развития труда и занятости, правовых основах цифровизации с учетом международного, отечественного и зарубежного опыта; знаний относительно тенденций по цифровизации экономики, воздействующих на сферу труда и право, о трансформации принципов трудового права в цифровую эпоху; понятия о возможностях и рисках внедрения искусственного интеллекта в сферу трудового права; ·знаний относительно типичного и нетипичного понимания занятости, трансформации понятия занятости в цифровую эпоху, моделях платформенной занятости, о востребованных навыках и компетенциях в информационном обществе; ·понятия о дистанционных трудовых отношениях; ·сведений относительно цифровой трансформации трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений; ·знаний о правовом регулировании персональных данных работников, возможностях смарт-контрактов в сфере труда, применения legal design в трудовых отношениях, цифровых трансформациях в управлении персоналом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать и корректно использовать юридическую терминологию.
  • Анализировать регулятивную базу и правоприменительную практику в области занятости и трудовых отношений с учетом процесса цифровизации
  • Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в области занятости и трудовых отношений с учетом процесса цифровизации
  • Письменно и устно аргументировать правовую позицию по делу, в том числе в состязательных процессах, с учетом возможностей использования цифровых технологий в области занятости и трудовых отношений
  • Проектировать правовые нормы для различных уровней нормотворчества в области занятости и трудовых отношений с учетом процесса цифровизации
  • Анализировать пробелы и коллизии действующего законодательства и определяет способы их преодоления и устранения в трудовых правоотношениях, осложненных применением цифровых технологий
  • Аргументировать принятие нормативного решения и выявлять последствия его реализации в сфере трудовых правоотношениях, осложненных применением цифровых технологий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие вопросы цифровизации занятости и трудовых отношений
  • Тема 2. Занятость в цифровую эпоху
  • Тема 3. Дистанционные трудовые отношения
  • Тема 4. Цифровая трансформация трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношений
  • Тема 5. Механизм осуществления трудовых прав работника и работодателя в условиях цифровизации
  • Тема 6. Отдельные аспекты цифровизации трудовых отношений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание им материала, основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Круглый стол
    Круглый стол предполагает выступление участников с заранее подготовленными докладами и активное участие в дискуссии (путем задавания вопросов докладчикам). Доклады заключается в написании студентом письменной работы по конкретной проблеме, рассматриваемой в рамках читаемого курса, с дальнейшим представлением его в устной форме (свободный рассказ с опорой на презентацию). Подготовка доклада предполагает наличие сопутствующей письменной работы объемом 3–4 страницы 14 шрифтом полуторным интервалом, со ссылками на источники цитирования. Доклад предполагает сопровождение выступления презентацией, составленной при помощи любых программных средств. В рамках доклада студент должен показать свое умение грамотно подбирать информацию по теме в большом количестве источников глобальной сети, проверять информацию, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться различными источниками, делать конкретные выводы. Тема и форма доклада, его объем и другие технические моменты определяется индивидуально заранее по согласованию между преподавателем и студентом не позднее, чем за одну неделю до дедлайна. Для доклада в качестве обязательных элементов доклада выступают: обсуждение практических аспектов рассматриваемой проблемы с указанием примеров из судебной практики, а также авторский вывод, содержащий в себе конкретную позицию; наличие ссылок на иностранные источники.
  • неблокирующий Групповой проект
    Заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) проекта нормативного правового акта. Групповой проект заключается в подготовке студентами в группах (комитеты) предложений по изменению законодательства. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждого комитета выступают 1-2 представителя. По окончанию обсуждений представители комитета презентуют свои предложения с приложением документации (пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, текст законопроекта, список нормативно-правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию). При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок изменения законодательства, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию. При защите группового проекта позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой. В частности, анализировать наличие или отсутствие предпосылок включения разрабатываемых норм в законодательство, аргументировать, обосновывать и отстаивать свою позицию, вносить предложения по реализации норм.
  • неблокирующий Кейс-обучение
    Кейс-обучение заключается в анализе студентом индивидуально или в группе до 2 человек отечественной и зарубежной судебной практики по тематике новых форм дискриминации работников в цифровую эпоху, а также по тематике лучших практик управления персоналом в условиях информационного общества. Результаты анализа докладываются студентом устно продолжительностью до 3-4 минут с представлением презентации, содержащей основную фабулы, выводы и ссылки на использованную судебную практику и источники ее опубликования / размещения. Конкретная тематика выбирается каждым студентом самостоятельно
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.25 * Активность на семинарах + 0.3 * Групповой проект + 0.25 * Кейс-обучение + 0.2 * Круглый стол
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международное и зарубежное трудовое право : учебник для вузов / Е. С. Батусова, А. Е. Базыкин, С. О. Казаков ; ответственный редактор М. О. Буянова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 172 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13927-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519668 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Трудовое право - Акопов Д.Р., Губенко М.И., Еремина С.Н. и др. - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/1908962 - 1866901 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зарипова, З. Н.  Трудовое право. Практикум : учебное пособие для вузов / З. Н. Зарипова, М. В. Клепоносова, В. А. Шавин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 197 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9306-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512239 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Чаннов, С. Е.  Трудовое право : учебник для вузов / С. Е. Чаннов, М. В. Пресняков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 474 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16500-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531176 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Жирнова Наталья Александровна
  • Арутюнова Тамара Робертовна