• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Научно-исследовательский семинар «Право и электронное здравоохранение»

Статус: Курс по выбору (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 5-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Право и электронное здравоохранение» охватывает правовые аспекты цифровизации медицины и здравоохранения, использования цифровых технологий (машинного обучения и искусственного интеллекта, Интернета вещей) для медицинской диагностики, мониторинга и поддержания состояния здоровья, проведения медицинских исследований. В курсе освещаются вопросы эволюции права на охрану здоровья и медицинскую помощь в цифровую эпоху, правовые основы телемедицины в Российской Федерации и зарубежных странах, требования к дистанционной диагностике и лечению пациентов. Особое внимание уделяется правовому режиму персональных данных о состоянии здоровья, электронных медицинских карт, информационных систем здравоохранения, идентификации и аутентификации субъектов телемедицинских отношений. Отдельный блок дисциплины посвящён этико-правовым проблемам имплантации киберфизических систем в тело пациента и их влиянию на правовой статус человека.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса является формирование представления о правовой защите пациентов при реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях цифровизации здравоохранения в Российской Федерации. В частности, курс направлен на получение бакалаврами: • представления об экономических, правовых и социальных подходах к определению сущности электронного здравоохранения; • знаний в отношении основных понятий в сфере медицинского и цифрового права; • представления об правовых рисках при использовании искусственного интеллекта в медицине и способах их митагации; • представления об правовых и экономических рисках при работе медицинского персонала с чувствительной информацией пациента и способах их митагации; • навыков корректного использования юридической терминологии в сфере цифрового права в медицине; • навыков поиска, анализа и обработки юридически значимой информации при работе со специализированными правовыми системами (базами данных); • понимания особенностей правоприменительной практики по делам, связанным с правовой защитой данных и информации пациентов; • знаний в отношении базовых понятий, критериев и принципов цифрового и конституционного права в сфере здравоохранения; • знаний об основных источниках и институтах цифрового права в сфере здравоохранения; • базовых знаний для решения основных квалификационных проблем, возникающих в правоприменительной практике по делам, связанным с правовой защитой данных и информации пациентов; • представления о теоретических проблемах и месте искусственного интеллекта в сфере здравоохранения; • знаний о правовом регулировании, применяемом в сфере электронного здравоохранении, и экспериментальных правовых режимах использования искусственного интеллекта в медицине; • знаний, навыков и умений, необходимых для применения действующего законодательства для защиты прав пациентов; • навыков квалификации юридического факта применительно к проблемам использования искусственного интеллекта в медицине.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать и корректно использовать юридическую терминологию.
  • уметь применять профессиональные знания в научно-исследовательской деятельности
  • Анализировать регулятивную базу и правоприменительную практику в области публично-правовой защиты прав пациентов в условиях цифровизации здравоохранения в Российской Федерации
  • Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними публично-правовые отношения
  • Применять действующее законодательство Российской Федерации для разрешения практических ситуаций, складывающихся в области защиты личных нематериальных благ и цифровых прав пациентов
  • Применять к юридическому факту действующую норму права (международные правовые нормы, национальное законодательство) и иное регулирование
  • Находить оптимальные и эффективные методы правовой защиты информации и данных и пациентов
  • Выявлять правовые и экономические риски при использовании искусственного интеллекта в медицине и знать способы их митигации
  • Квалифицировать юридические факты, возникающие при использовании искусственного интеллекта в медицине
  • Ориентироваться в области правового регулирования электронного здравоохранения и экспериментальных правовых режимов и определять норму, подлежащую применению, в конкретной ситуации
  • Владеть комплексными знаниями понятий и применимого законодательства в области регулирования электронного здравоохранения
  • Формулировать предложения по совершенствованию и доработке нормативной базы в данной сфере
  • Понимать глобальные тенденции развития цифровизации в сфере здравоохранения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие вопросы обработки и защиты персональных данных пациентов в медицинских организациях и в сети «Интернет». Режим врачебной тайны.
  • Тема 2. Медицинские информационные системы как носитель информации о пациентах. Электронные медицинские карты пациентов и данные медицинских исследований в цифровой форме
  • Тема 3. GNIN-код как носитель информации о фармацевтическом продукте
  • Тема 4. Правовое регулирование технологии искусственного интеллекта в сфере здравоохранения.
  • Тема 5. Биологические материалы человека как носитель информации о доноре. Практическое занятие (Модель судебного процесса).
  • Тема 6. Правовое регулирование оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    заключается в оценивании по собственному внутреннему убеждению преподавателем работы студента на семинарских занятиях по курсу. Преподавателю следует оценить при ответе студента знание основной и дополнительной рекомендуемой литературы, различных научных точек зрения по рассматриваемой проблеме, правоприменительной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.
  • неблокирующий Деловая игра
    заключается в подготовке студентом консолидированной правовой позиции стороны защиты или обвинения в судебных прениях по конкретному делу, относящемуся к электронному здравоохранению. Студентам будет предложен практический кейс. Работа над позицией может осуществляться в группах или индивидуально. По результатам самостоятельной работы в группах, от каждой стороны (защиты и обвинения) выступают 1-2 представителя. По окончанию «прений», каждой группе, представляющей сторону защиты и обвинения, будет предоставлено право выступить с «репликой», количество «реплик» не ограничено, с «репликой» выступают студенты – представители группы, которые не участвовали в презентации позиции в «прениях». Каждый студент по своему усмотрению может предоставить подготовленную им самостоятельно позицию в письменном виде. Обоснованная и мотивированная позиция в письменном виде будет оценена и засчитана как активное участие при проведении модели судебного процесса. При подготовке позиции студенты должны показать умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться нормативно-правовыми актами и судебной практикой.
  • неблокирующий Эссе
    заключается в написании студентом письменной работы по конкретной проблеме, рассматриваемой в рамках читаемого курса. В рамках эссе студент должен показать свое умение критически и аналитически мыслить, четко и логично излагать свои мысли, пользоваться научными и иными источниками, делать конкретные научные выводы. В качестве обязательных элементов письменной работы выступают: наличие различных научных точек зрения по конкретному вопросу с указанием работ российских авторов и авторским комментарием данных подходов или обсуждение практических аспектов рассматриваемой проблемы с указанием примеров из российской судебной практики, а также авторский вывод, содержащий в себе конкретную позицию. Тема и форма эссе, ее объем и другие технические моменты определяется индивидуально заранее по согласованию между преподавателем и студентом не позднее, чем за одну неделю до дедлайна. Объем письменной работы составляет 3–5 страниц, со ссылкой на источники цитирования. При этом работа должна быть оригинальной, не иметь некорректных заимствований. Оригинальность тексте не должны быть ниже 70 %.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.4 * Активность + 0.2 * Деловая игра + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Басова, А. В.  Медицинское право : учебник для вузов / А. В. Басова ; под редакцией Г. Н. Комковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 310 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15112-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530742 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Отв. ред. Мохов А.А. - Медицинское право России. Учебник - 978-5-392-33765-1 - Проспект - 2021 - http://ebs.prospekt.org/book/44292 - 44292 - PROSPECT

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Медицинское право - Петрова Н.Г. - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - https://znanium.com/catalog/product/1242235 - 515813 - ZNANIUM
  • Романовский Г.Б. - Биомедицинское право в России и за рубежом. Монография - 978-5-392-17865-0 - Проспект - 2015 - http://ebs.prospekt.org/book/27999 - 27999 - PROSPECT

Авторы

  • Арутюнова Тамара Робертовна
  • Жирнова Наталья Александровна