• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Специалитет 2024/2025

Методика освобождения природного голоса

Статус: Курс обязательный (Актер)
Кто читает: Институт кино
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Специальность: 52.05.01. Актерское искусство
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина “Сценическая речь” имеет свою давнюю историю и традиции. Выдающиеся деятели театрального искусства и кинематографии – К.С.Станиславский, М.А.Чехов, М.О.Кнебель, Ли Страсберг, Сэнфорд Майзнер и другие придавали огромное значение речи актера на сцене и на экране и голосу актра, как одному из главных средств художественной выразительности. Особенность дисциплины «Сценическая речь» в Институте кино является то, что она построена на основе метода известного режиссера и педагога Кристин Линклейтер «Освобождение природного голоса». Освоение этой дисциплины ведется на протяжении двух курсов обучения и осуществляется в тесном взаимодействии с мастерством актера и сценическим движением.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Раскрыть истинный, природный голос актера для увеличения арсенала актерских выразительных средств.
  • Освободить тело от зажимов и напряжения, препятствующих актерской выразительности.
  • Формировать автоматизированный навык рационального, экономичного речевого дыхания.
  • Расширить диапазон голоса для проявления полного спектра эмоций и эмоционального воздействия на зрителя.
  • Воспитать дикционную и интонационно-мелодическую культуру речи актера.
  • Овладеть авторским словом, его образной, содержательной и действенной природой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет своим телом, дыханием и голосом на высоком уровне.
  • Оснащен специальными навыками избавления от лишнего напряжения, волнения и стресса с помощью дыхательных и звуковых техник.
  • Применяет новые автоматизированные навыки в своей творческой деятельности.
  • Использует голос как одно из основных средств выразительности профессионального актера.
  • Овладевает техникой работы с авторским текстом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Тренинг подготовительный (включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 2. Тренинг развивающий (включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 3. Базовый психо-физический тренинг. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 4. Тренинг дыхательный. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 5. Прикосновение к звуку. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 6. Звуковой канал. Нижняя челюсть. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 7. Звуковой канал. Язык. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 8. Звуковой канал. Мягкое нёбо. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 9. Резонаторная лестница. Средний диапазон, твердое нёбо. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 10. Резонаторная лестница. Грудной резонатор, трахея, грудина. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 11. Резонаторная лестница. Верхняя часть среднего диапазона, передние верхние зубы. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 12. Развитие и усиление дыхания для перехода к верхним резонаторам. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 13. Резонаторная лестница. Верхний регистр. Головные резонаторы. Гайморовы, носовые и лобные пазухи (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 14. Резонаторная лестница. Звучим одновременно в нескольких регистрах (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 15. Звук в теле. Кость – проводник звуковой волны (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 16. Артикуляция и дикция. Гласные звуки. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 17. Артикуляция и дикция. Согласные звуки. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 18. Начала орфоэпии. Произносительные нормы литературного русского языка. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 19 Переход к работе с текстом. Хайку. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 20. Переход к работе с текстом. Хайку и образность. (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 21. Переход к работе с текстом. Хайку через движение (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 22. Стихотворный текст. Специфика и отличие от прозаического (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 23. Работа со стихотворением в методе Линклейтер (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 24. Работа со стихотворением в технике Михаила Чехова (Включает практическую подготовку в форме практикума)
  • Тема 25. Работа со стихотворением. Анализ и логика речи (Включает практическую подготовку в форме практикума)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Промежуточный показ пластических этюдов
  • неблокирующий Отчетный показ этюдов\отрывков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Выполнение домашних заданий + 0.3 * Отчетный показ этюдов\отрывков + 0.2 * Посещаемость + 0.3 * Промежуточный показ пластических этюдов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Автушенко, И. А. Сценическая речь и эмоциональный слух : учебное пособие / И. А. Автушенко. — Москва : ВГИК им. С.А. Герасимова, 2012. — 124 с. — ISBN 978-5-87149-133-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69367 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Прокопова, Н. Л.  Сценическая речь : учебное пособие для вузов / Н. Л. Прокопова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 117 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14428-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496991 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Сценическая речь: голос действующий : учеб. пособие для вузов, Васильев, Ю. А., 2010
  • Чепурина, В. В. Сценическая речь : учебное пособие / В. В. Чепурина ; Кемеровский государственный институт культуры. - Кемерово : КемГИК, 2022. - 147 с. - ISBN 978-5-8154-0651-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2050516

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Саричева, Е. Ф. «Идите смело тем путем, по которому считаете нужным пойти…»: Сценическая речь в письмах Е. Ф. Саричевой к К. В. Куракиной, 1950– 1959 гг / Е. Ф. Саричева , составитель Ю. А. Васильев. — Санкт-Петербург : РГИСИ, 2022. — 124 с. — ISBN 978-5-88689-162-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/324323 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чепурина, В. В. Сценическая речь: от слова драматургического к слову-поступку : учебное пособие / В. В. Чепурина. — Кемерово : КемГИК, 2012. — 128 с. — ISBN 978-5-8154-0237-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/45983 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шаталина, А. Г. Вопрос-Ответ. Диалоги о художественном Слове (раздел дисциплины «Сценическая речь») : учебно-методическое пособие / А. Г. Шаталина. — Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2021. — 52 с. — ISBN 978-5-94841-488-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/266159 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Созинова Мария Михайловна