• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Введение в прикладные политические коммуникации

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

«Введение в прикладные политические коммуникации» является обязательной дисциплиной в рамках специализации «Политические коммуникации». В целом курс направлен на изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов и связующего звена между государством, элитой и обществом на всех уровнях их взаимодействия. Он рассчитан на три модуля. Каждый модуль посвящен определённой тематике. Занятия ведут преподаватели-практики. В рамках курса студенты узнают, какова роль и особенности коммуникации в политической сфере, какие существуют источники, каналы, способы и средства передачи информации, как использовать различные виды организации политического дискурса, что представляет собой внутриэлитная борьба за контроль над СМИ, как работают GR-специалисты и политконсультанты, от чего зависит успех политических кампаний. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с изучением возможностей интернет-пространства для политиков и политически активных граждан. В рамках курса студенты получат как глубокие теоретические знания, так и практические навыки по управлению процессами коммуникации в политической сфере – благодаря включению самых разных форматов организации учебного процесса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является изучение коммуникации как ключевого компонента политических процессов, необходимого для работы специалистов, чья деятельность концентрируется на управлении информацией в политической сфере. В рамках курса студенты узнают, как осуществляется управление информационно-коммуникационными процессами в сфере политики, какое место занимает маркетинг и консалтинг в публичном администрировании, какую роль в нем играют медиаконсультирование, социологическое консультирование, имидж-консультирование и спичрайтинг, как используются количественные и качественные методы исследования в политике, от чего зависит успех политических кампаний, какие существуют подходы и модели управления электоральным поведением.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю развития политической коммуникации в страновом аспекте, основные направления и подходы к её изучению.
  • Знает особенности медиакоммуникации в политическом пространстве. Умеет использовать возможности СМИ в рамках выполнения различных политических задач, взаимодействовать с журналистами.
  • Знает особенности политической системы в России, а также специфику избирательных технологий в российском политическом процессе.
  • Знает специфику жанров политического дискурса. Владеет навыками подготовки политических текстов.
  • Умеет использовать «гибкие» методы социологического исследования в политических целях.
  • Умеет применять концепцию «интегрированных коммуникаций» в политических кампаниях.
  • Умеет распознавать используемый в политической кампании инструментарий, а также отбирать необходимый арсенал средств для планируемой политической кампании.
  • На основании знания структуры политического управления и понимания роли коммуникации в процессе выработки и реализации политических решений умеет использовать методы социологии в качестве инструмента политического управления, может разрабатывать стратегию по повышению доверия к власти и сопровождению социальных проектов.
  • Умеет разрабатывать информационно-коммуникационную стратегию по сопровождению управленческих решений, в том числе вовлекать в решение поставленных задач политических союзников и оппонентов; умеет на базовом уровне работать с политическим имиджем и организовывать предвыборную кампанию кандидата.
  • Умеет использовать основные информационно-коммуникационные инструменты для решения различных политических задач.
  • Умеет управлять информационной повесткой, в том числе в процессе политического кризиса.
  • Владеет навыками подготовки политических текстов разных жанров, в том числе умеет подготовить контент предвыборной листовки, написать пресс-релиз или публичную речь на заданную тему.
  • Выявляет элитные группы и оценивать результаты их деятельности; на основании знания роли элиты в обществе и её функций адекватно оценивать политические события, давать оценку того, как менялось взаимодействие элиты с властью и обществом в истории и уметь использовать эти знания на практике.
  • Умеет использовать на практике знания о том, каковы были причины существования различных типов элит и как менялось взаимодействие элиты с властью и обществом в истории, умеет использовать механизмы их взаимодействия в своей деятельности.
  • Умеет использовать на практике знания о том, как менялось взаимодействие российской элиты с властью и обществом в истории. умеет анализировать информацию, исходя из понимания специфики российской элиты, а также выстраивать коммуникацию и осуществлять взаимодействие с элитой.
  • Умеет применять концепцию «интегрированных коммуникаций» в политических кампаниях, использовать технологический микс как соотношение рекламных, медийных, «полевых» и правовых способов завоевания власти, отбирать необходимый арсенал средств для планируемой политической кампании.
  • На основе знаний о видах социологических исследований в политической сфере умеет использовать «гибкие» методы социологического исследования в политических целях, умеет медиатизировать опросы в политических целях.
  • Умеет использовать возможности медиа в рамках выполнения различных политических задач, взаимодействовать с журналистами, работать в сети, в том числе создавать информационные поводы, работать с негативом, позиционировать кандидатов в СМИ и соцсетях и т.д.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Управление коммуникациями в политическом процессе.
  • Тема 2. Политический менеджмент как система управленческих отношений.
  • Тема 3. Управление информационной повесткой.
  • Тема 4. Политический спичрайтинг.
  • Тема 5. Коммуникации внутри элиты и между элитой и обществом.
  • Тема 6. Элиты в истории. Мировая элита: есть ли она?
  • Тема 7. Элита и общество в России. Проблема политического лидерства.
  • Тема 8. Электоральная кампания: концепция «интегрированных коммуникаций».
  • Тема 9. Медиакоммуникации в электоральной кампании.
  • Тема 10. Роль социологии в электоральной кампании.
  • Тема 11. Инструментарий политконсультанта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный тест
    Выполняется в конце 4 модуля 3 курса. Работа предполагает ответы на вопросы в формате multiple choice - выбор одного или нескольких правильных вариантов из списка предложенных. Оценка результатов работы выставляется по десятибалльной системе. Вес вопросов одинаковый. Время на каждый вопрос не ограничено. Содержание вопросов и заданий совпадает с содержанием разделов дисциплины.
  • неблокирующий Ситуационная задача
  • неблокирующий Подготовка текста публичного выступления
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    Проходит в устной форме по материалу, полученному в рамках 1 модуля 4 курса. Содержание вопросов и практических заданий совпадает с содержанием разделов, входящих в курс.
  • неблокирующий Практическое задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Письменный тест + 0.2 * Подготовка текста публичного выступления + 0.3 * Ситуационная задача + 0.2 * Эссе
  • 2025/2026 1st module
    0.3 * Практическое задание + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеева, М. И. Средства массовой информации России : учебное пособие / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова , под редакцией Я. Н. Засурского. — 2-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 391 с. — ISBN 978-5-7567-0594-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69086 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Боханов А.Н. - Деловая элита России - 978-5-392-39191-2 - Проспект - 2023 - http://ebs.prospekt.org/book/47266 - 47266 - PROSPECT
  • Булдакова, Л. В. Политическая элита: основные понятия, базовые концепции : учебное пособие / Л. В. Булдакова. — Кемерово : КемГУ, 2010. — 299 с. — ISBN 978-5-8353-1012-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30037 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Воскресенская, Н. Г. Психология массовых коммуникаций в политике : учебно-методическое пособие / Н. Г. Воскресенская, Ю. А. Селиверстова. — Нижний Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2022. — 73 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/344804 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Гринберг, Т. Э. Политические технологии : учебное пособие / Т. Э. Гринберг. — 3-е изд. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 272 с. — ISBN 978-5-7567-0952-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112500 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Зубков, С. А. Практика взаимодействия со СМИ в политике : сборник научных трудов / С. А. Зубков. — Москва : РУТ (МИИТ), 2019. — 72 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/175686 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Интернет - СМИ : теория и практика: учеб. пособие для вузов, Алексеева, А. О., 2013
  • История отечественной элитологической мысли : энциклопедический словарь / под ред. проф. П.Л. Карабущенко, проф. А.В. Понеделкова. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 676 с. — (Библиотека словарей ИНФРА-М). - ISBN 978-5-16-014656-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2156587
  • Карабущенко, П. Л. Антропологическая элитология : монография / П.Л. Карабущенко. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 340 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/995429. - ISBN 978-5-16-014637-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1898011
  • Кузнецов, П. А. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии : практическое пособие / П. А. Кузнецов. - 5-е изд. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 130 с. - ISBN 978-5-394-05306-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082985
  • Лютый, В. П. Политический менеджмент (политология, прикладные исследования, менеджмент) : учеб. пособие / В. П. Лютый. - Москва : Российская академия правосудия, 2012. - 292 с. - ISBN 978-5-93916-324-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/517564
  • Мохов, В. П. Основы элитологии : учебное пособие / В. П. Мохов. — Пермь : ПНИПУ, 2017. — 186 с. — ISBN 978-5-398-01766-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/161235 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Основы избирательных технологий и партийного строительства, Малкин, Е. Б., 2003
  • Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0
  • Политическая социология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Т. В. Евгеньева [и др.] ; под редакцией Т. В. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 228 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06016-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515056 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Политические технологии : учеб. пособие для вузов, Гринберг, Т. Э., 2018
  • Политология : политическая теория, политические технологии : учебник для вузов, Соловьев, А. И., 2014
  • Семенов, В. А.  Политический менеджмент : учебное пособие для вузов / В. А. Семенов, В. Н. Колесников. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 298 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08008-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540531 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Средства массовой информации России : учеб. пособие для вузов, Алексеева, М. И., 2011
  • Стилистика текста : учеб. пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся ст. кл. школ гуманитар. профиля, Солганик, Г. Я., 2015
  • Тавокин, Е. П. Политическое управление : учеб. пособие / Е.П. Тавокин. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 209 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20878. - ISBN 978-5-16-012198-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/988358
  • Устинович, Е. С., Конституционно-правовые основы информационной деятельности в политике и государственном управлении : монография / Е. С. Устинович. — Москва : Русайнс, 2020. — 160 с. — ISBN 978-5-4365-4218-8. — URL: https://book.ru/book/935250 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Федорченко, Л. В. Российский политический консалтинг: консьюмеризация и технологии : монография / Л.В. Федорченко, С.Н. Федорченко. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 166 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/17992. - ISBN 978-5-16-012082-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1016706
  • Федорченко, С. Н. Современные технологии политического менеджмента : учебное пособие / С.Н. Федорченко. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 200 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/19106. - ISBN 978-5-16-018728-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1906711
  • Фесенко, О. П.  Академическая риторика : учебник и практикум для вузов / О. П. Фесенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13769-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491791 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: теория и практика / П.А. Цыганков. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 576 с. — (Библиотека факультета политологии МГУ). - ISBN 978-5-19-010879-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022594 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022594
  • Чуев, С. В.  Политический менеджмент. Коммуникативные технологии : учебное пособие для вузов / С. В. Чуев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 244 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09615-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539636 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пономарева, М.А. Российский политический процесс ХХ-ХХI вв.: власть, партии, оппозиция : учебник / М.А. Пономарева, С.М. Смагина.- Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2018. - 796 с. - ISBN 978-5-9275-2589-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021587 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021587
  • Психология масс, Ольшанский, Д. В., 2001
  • Психология современной российской политики : хрестоматия по политической психологии, Ольшанский, Д. В., 2001

Авторы

  • Репина Екатерина Анатольевна