• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Социология детства

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Центральным тезисом социологии детства является признание ребенка полноправным членом общества, активным конструктором не только своей жизни, но и жизней всех тех, кто его окружает. Исследовательская логика курса определяется изучением отношений между поколениями – детьми и взрослыми. Поэтому представлен не только анализ специфически детского жизненного мира со своей субкультурой, но и социализирующих практик, распространенных в обществе в целом. В связи с этим будут рассмотрены педагогические стереотипы, способы дисциплинирования, образы идеального ребенка, стили воспитания, на которые ориентируются современные родители. Отдельное внимание уделено анализу материнской и отцовской стратегиям воздействия. Предложены для обсуждения следующие противоречия, характеризующие современный этап осознания ценности детства в обществе: увеличение заботы и усиление контроля; уменьшение физических наказаний и использование психологических манипуляций; предоставление свободы волеизъявления и жесткое ограничение «неудобных» проявлений детской активности; гуманизм и деспотизм; увеличение родительского внимания и привлечение в процесс воспитания нянь, воспитателей, детских экспертов. Принятие группы детей в сферу анализа социологии позволяет уйти от стереотипов восприятия по отношению к методам изучения остальных возрастных групп общества. В рамках курса проанализированы основные методологические особенности проведения социологических исследований детей. Среди социологов детства продолжается поиск эффективных инструментов сбора и анализа данных. На современном этапе широкое распространение получают методы с непосредственным участием детей в процессе сбора данных, формирования задач, выдвижения гипотез и анализа полученных результатов. Широкое обсуждение получают этические проблемы взаимодействия исследователя с ребенком.