2024/2025
Анализ отраслевых рынков и конкурентная политика
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Анализ отраслевых рынков и конкурентная политика» знакомит студентов с концептуальными подходами к анализу проблем определения границ фирмы и межфирменного взаимодействия, и одновременно – с историей развития теории организации отраслевых рынков среди других направлений экономической теории. Центральное место в данном курсе занимает изучение основных проблем теории отраслевых рынков – включая вопросы стратегического взаимодействия продавцов, исследованиям и инновациям, конкуренции на рынках дифференцированного продукта, вертикальной организации рынка, антимонопольной политики, а также теории естественной монополии и использованию ее выводов для организации государственной политики в отраслях естественных монополий. Курс носит интегральный характер, объединяя знания, полученные в курсах микроэкономики, статистики и частично - основ эконометрики как для объяснения закономерностей конкуренции и формирования структуры рынков, так и для решения конкретных аналитических задач, возникающих перед государством при реализации конкурентной политики. Курс создает основу для развития компетенций специалистов в разных областях – от микроэкономической теории до планирования и проведения государственной политики, нацеленной на отдельные рынки, в особенности конкурентной. Экономист-теоретик, в первую очередь, знакомится с методами и проблемами формулирования и тестирования гипотез, следующих из микроэкономической теории. Экономист, специализирующийся в области фирмы, должен обогатить свои знания о закономерностях конкуренции и конкурентных преимуществ продавцов на рынках разных типов. Экономист, специализирующийся на изучении проблем государственной политики, должен познакомиться с концептуальной базой и проблемами реализации двух ключевых направлений конкурентной политики: применения антимонопольного законодательства и реформирования рынков в отраслях естественных монополий.
Цель освоения дисциплины
- Дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние, познакомить с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков и конкурентной политики.
- Изучить методы и компоненты современной теории отраслевых рынков (Industrial Organization) как теоретического объяснения рыночных стратегий продавцов на рынках и использования методов и аргументов теории отраслевых рынков при планировании и проведении конкурентной политики
Планируемые результаты обучения
- Выделяет факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
- Сравнивает использование моделей стратегического взаимодействия с точки зрения оценки ценовой конкуренции.
- Сравнивает подходы к моделированию поведения и стратегического взаимодействия продавцов
Содержание учебной дисциплины
- Монополия и регулирование
- Ассортиментная политика и качество
- Ценовая дискриминация
- Вертикальные ограничения.
- Ценовая конкуренция в долгосрочном периоде и молчаливый сговор
- Вход и ограничения входа
- Исследования, разработки и патентная защита
- Ценовая конкуренция в краткосрочном периоде
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * работа на семинарах + 0.5 * экзамен + 0.25 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 9780262200714 - Tirole, Jean - The Theory of Industrial Organization - 1988 - MIT Press - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=11386 - nlebk - 11386
Рекомендуемая дополнительная литература
- The economics of platforms : concepts and strategy, Belleflamme, P., 2021