• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Анализ отраслевых рынков и конкурентная политика

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Анализ отраслевых рынков и конкурентная политика» знакомит студентов с концептуальными подходами к анализу проблем определения границ фирмы и межфирменного взаимодействия, и одновременно – с историей развития теории организации отраслевых рынков среди других направлений экономической теории. Центральное место в данном курсе занимает изучение основных проблем теории отраслевых рынков – включая вопросы стратегического взаимодействия продавцов, исследованиям и инновациям, конкуренции на рынках дифференцированного продукта, вертикальной организации рынка, антимонопольной политики, а также теории естественной монополии и использованию ее выводов для организации государственной политики в отраслях естественных монополий. Курс носит интегральный характер, объединяя знания, полученные в курсах микроэкономики, статистики и частично - основ эконометрики как для объяснения закономерностей конкуренции и формирования структуры рынков, так и для решения конкретных аналитических задач, возникающих перед государством при реализации конкурентной политики. Курс создает основу для развития компетенций специалистов в разных областях – от микроэкономической теории до планирования и проведения государственной политики, нацеленной на отдельные рынки, в особенности конкурентной. Экономист-теоретик, в первую очередь, знакомится с методами и проблемами формулирования и тестирования гипотез, следующих из микроэкономической теории. Экономист, специализирующийся в области фирмы, должен обогатить свои знания о закономерностях конкуренции и конкурентных преимуществ продавцов на рынках разных типов. Экономист, специализирующийся на изучении проблем государственной политики, должен познакомиться с концептуальной базой и проблемами реализации двух ключевых направлений конкурентной политики: применения антимонопольного законодательства и реформирования рынков в отраслях естественных монополий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние, познакомить с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков и конкурентной политики.
  • Изучить методы и компоненты современной теории отраслевых рынков (Industrial Organization) как теоретического объяснения рыночных стратегий продавцов на рынках и использования методов и аргументов теории отраслевых рынков при планировании и проведении конкурентной политики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
  • Сравнивает использование моделей стратегического взаимодействия с точки зрения оценки ценовой конкуренции.
  • Сравнивает подходы к моделированию поведения и стратегического взаимодействия продавцов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Монополия и регулирование
  • Ассортиментная политика и качество
  • Ценовая дискриминация
  • Вертикальные ограничения.
  • Ценовая конкуренция в долгосрочном периоде и молчаливый сговор
  • Вход и ограничения входа
  • Исследования, разработки и патентная защита
  • Ценовая конкуренция в краткосрочном периоде
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * работа на семинарах + 0.5 * экзамен + 0.25 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9780262200714 - Tirole, Jean - The Theory of Industrial Organization - 1988 - MIT Press - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=11386 - nlebk - 11386

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The economics of platforms : concepts and strategy, Belleflamme, P., 2021

Авторы

  • Юсупова Гюзель Фатеховна
  • Авдашева Светлана Борисовна