• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Философская антропология

Язык: русский
Кредиты: 12

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящий курс формирует систематический взгляд на особенности развития философской антропологии в проблемном поле современного философского знания. Курс предполагает рассмотрение основных методологических подходов, ведущих философско-антропологические теорий, сложившихся в философской /культурной антропологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Философская антропология» является овладение студентами основными философско-антропологическими концепциями и ключевыми теориями философской и культурной антропологии. Настоящий курс формирует систематический взгляд на особенности развития философской антропологии в проблемном поле современного философского знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты анализируют периодицзацию исторического процесса и культурных циклов
  • Студенты анализируют предметную область культурной антропологии, историю дисциплины и место в структуре философского и культурологического знания
  • Студенты анализируют развитие научной теории культуры
  • Студенты анализируют феномен мифа и религии в культурантропологической традиции
  • Студенты имеют представлние о методологии культурантропологических исследований
  • Студенты сопоставляют типы культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Философская антропология ХХ века как попытка целостного понимания человека.
  • Тема 2. Программа философского познания человека М. Шелера. «Положение человека в Космосе».
  • Тема 3. Философская антропология Х. Плеснера.
  • Тема 4. «Антропо-биологическая» философия А. Гелена.
  • Культурная (социальная) антропология в структуре социо-гуманитарного знания
  • Научная теория культуры в культурантропологической традиции
  • Методология культурантропологических исследований
  • Типология культуры
  • Историческая динамика культуры
  • Анализ мифа и религии в культурной антропологии
  • 1. Введение в историю философии языка
  • 2. Фр.Бэкон о языке
  • 3. Развитие идеи универсального языка в континентальной философии первой половины — середины 17 в.
  • 4. Учение о языке в картезианской традиции.
  • 5. Проблема языка в эмпирической англосаксонской традиции середины — второй половины 17 в.
  • 6. Учение Лейбница об универсальной характеристике.
  • 7. Дискуссии о происхождении языка в поздней эмпирической традиции.
  • 4 модуль (1) Проблема ориентации человека в реальности
  • 4 модуль (2) Человек как "животное владеющее речью"
  • 4 модуль (3) Общезначимое владение речью как способ ориентации человека в реальности
  • 4 модуль (4) Рациональность в контексте общезначимого владения речью
  • 4 модуль (5) Собственное владение речью как способ ориентации человека в реальности
  • 4 модуль (6) "Тотальное авторство" в контексте собственного владения речью
  • 4 модуль (7) Сравнение двух способов ориентации человека в реальности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинар 4 модуль
    Оценивается посещение (40%) и активное участие (60%) в занятиях.
  • неблокирующий Эссе 4 модуль
    Творческое эссе по темам 4 модуля курса "Философская антропология"
  • неблокирующий Семинары 2 модуль
  • неблокирующий Эссе 2 модуль
  • неблокирующий Экзамен 2 модуль
  • неблокирующий Семинар 1 модуль
  • неблокирующий Эссе 1 модуль
  • неблокирующий Экзамен 1 модуль
  • неблокирующий Семинар 3 модуль
    Общая дискуссия, в рамках которой студент джолжен продемонстрировать знание первоисточников и навыки аналитической работы с текстом.
  • неблокирующий Эссе 3 модуль
    Для письменной работы предлагается два варианта задания на выбор: 1) Перевод текста, предложенного преподавателем или согласованного с ним, осуществляется с английского, старонемецкого, французского или латинского языков. Для перевода берется текст первоисточника, ранее не переводившегося на русский язык. Перевод должен быть снабжен комментарием историко-философского характера. Объем перевода с английского и французского – от 12 до 16 тысяч знаков, с латинского и старонемецкого — от 6 до 8 тысяч знаков. 2) Эссе на тему, предложенную преподавателем или согласованную с ним, должно раскрывать тему с опорой на анализ первоисточников, указанных в формулировке темы или привлеченных автором эссе с обоснованием их релевантности поставленной проблеме. Студент должен рассмотреть сформулированную проблему, реконструировать аргументацию анализируемого источника и поместить ее в более широкий историко-философский контекст. Привлечение второисточников не является обязательным. Цитаты и ссылки должны быть оформлены в соответствии с академическими требованиями. Объем эссе — от 12 до 16 тысяч знаков.
  • неблокирующий Контрольная 3 модуль
    Контрольная работа на знание изучаемых в рамках курса первоисточников и лекционного материала
  • неблокирующий Экзамен 3 модуль
    Усчтный опрос по билетам на знание изучаемых в рамках курса первоисточников и материала лекций
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.4 * Семинар 1 модуль + 0.4 * Экзамен 1 модуль + 0.2 * Эссе 1 модуль
  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Семинары 2 модуль + 0.4 * Экзамен 2 модуль + 0.3 * Эссе 2 модуль
  • 2024/2025 3rd module
    0.1 * Контрольная 3 модуль + 0.25 * Семинар 3 модуль + 0.5 * Экзамен 3 модуль + 0.15 * Эссе 3 модуль
  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Семинар 4 модуль + 0.5 * Эссе 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Benedict, R. (1989). The Chrysanthemum and the Sword. Boston, Mass: Mariner Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=10167
  • Davidson, D. (2001). Essays on Actions and Events : Philosophical Essays Volume 1 (Vol. 2nd ed). Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=257758
  • Evans-Pritchard, E. (2004). Social Anthropology. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=650150
  • Geertz, C. (DE-588)118965182, (DE-576)161077250. (1973). The interpretation of cultures : selected essays / by Clifford Geertz. New York, NY: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.004027388
  • Malinowski, B. (2014). A Scientific Theory of Culture and Other Essays : [1944]. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=816797
  • Malinowski, B., & Young, M. W. (2017). Routledge Revivals: The Ethnography of Malinowski (1979) : The Trobriand Islands 1915-18. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1552975
  • Strawson, P. F. (2008). Freedom and Resentment and Other Essays. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=237545
  • Аристотель, -.  Политика / Аристотель ; переводчик С. А. Жебелёв ; под общей редакцией А. И. Доватура. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 297 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05007-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454734 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Карнап Рудольф. (2009). Преодоление метафизики логическим анализом языка. Исследователь/Researcher, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16899261
  • Шелер, М. Проблемы социологии знания [Электронный ресурс] / М. Шелер. – М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 306 с. – ISBN 978-5-94193-907-7. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018081 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018081

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A. R. Radcliffe-Brown. (1977). Two letters from Radcliffe-Brown to Evans-Pritchard. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B9FE028B
  • Bidney, D. (1965). The Contribution of A. L. Kroeber to Contemporary Anthropology. International Journal of Comparative Sociology (Brill Academic Publishers), 6(2), 266. https://doi.org/10.1177/002071526500600206
  • Bidney, D. (1967). Readings In Early Anthropology (Book). Ethnohistory, 14(1/2), 80. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=7676977
  • Bidney, D. (1969). Theory in Anthropology: A Sourcebook (Book). American Sociological Review, 34(3), 440–441. https://doi.org/10.2307/2092550
  • C. Lévi-Strauss. (1960). On manipulated sociological models. (Antwoord op nr. 1547). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5B5B5C6C
  • E. E. Evans-Pritchard. (1960). The Organization of a Zande Kingdom. Cahiers d’études Africaines, (4), 5. https://doi.org/10.3406/cea.1960.3678
  • E. E. Evans-Pritchard. (1973). Some reminiscences and reflections on fieldwork. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6443D7CC
  • E. E. Evans-Pritchard. (1973). The intellectualist (English) interpretation of magic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.95811B2
  • E. E. Evans-Pritchard. (1996). A glimpse of Evans-Pritchard through his correspondence with Lowie and Kroeber[selection and introduction by P. Matthey]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B6201C9A
  • Lévi-Strauss, C. (2008). Father Christmas on the Pyre ; Papá Noel en la pira. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F2C5B9AE
  • Malinowski, B. (1884-1942). (1926). Myth in primitive psychology ; Psyche Miniatures. General Series ; no 6. Poland, Europe: Kegan Paul, Trench Trubner & Co., Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A35B22B
  • Malinowski, B. (1922). Ethnology and the Study of Society. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89E02FF4
  • Malinowski, B. (2013). The Father in Primitive Psychology and Myth in Primitive Psychology : [1927]. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=570335
  • Radcliffe Brown, A. (2011). Some Problems of Bantu Sociology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.37F371A5
  • Radcliffe-Brown, A. R. (Alfred R. 1881-1955. (1922). The Andaman islanders; a study in anthropology (Anthony Wilkin studentship research, 1906) by A.R. Brown. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.10B9E6A6
  • Radcliffe-Brown, A. R., & Kuper, A. (2004). The Social Anthropology of Radcliffe-Brown. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=661115

Авторы

  • Жукова Ольга Анатольевна
  • Гуляев Роман Владимирович
  • Глухов Алексей Анатольевич
  • Ищенко Наталья Ильинична
  • Руткевич Алексей Михайлович
  • Осминская Наталия Александровна