2024/2025
Использование параданных в методологии социальных наук
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Куликов Сергей Павлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Целью данной дисциплины является общее представление о параданных и некоторых потенциальных возможностях их применения. Дисциплина сфокусирована на формировании типологии с учетом разных оснований для разделения параданных, описании сфер использования параданных в исследовательской практике и описании специфики параданных и трудностей их сбора. Особый акцент будет сделан на анализе перспективных направлений исследований, связанных с разработкой методов анализа и применения параданных в практике и методологической теории, описании возможностей сбора параданных
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с параданными - их определением и типами
- Умение встраивать возможности использования параданных в когнитивные модели поведения респондентов в процессе заполнения опроса
- Умение оценивать смещения в полученных данных с использованием параданных
- Применять полученные знания о теоретической и методологической встроенности параданных в модель общей ошибки исследования и когнитивные теории поведения респондента при заполнении опроса в собственном исследовании
- Интегрировать теоретические и практические знания, связанные с параданными для оценки качества дизайна исследования на основе полученных данных онлайн опроса, к собственному исследованию
- Представлять результаты работы по оценке потенциальных смещений с использованием разных типов параданных и их совмещения для оценки качества и корректировки дизайна исследования
- Применять знания для проведения исследований в рамках исследований методологии онлайн опросов и оценки качества и корректировки дизайна исследований, применяющих метод онлайн сбора данных
Планируемые результаты обучения
- Формулировать и определять основные элементы параданных, их типы и особенности, в том числе в сравнении с метаданными и «дополнительными» данными
- Формулировать и определять основные типы параданных в зависимости от методов сбора данных и направления использования
- Уметь пользоваться подходящим программным обеспечением для сбора параданных в онлайн исследованиях
- Объяснять пути использования параданных для оценки качества получаемых данных с точки зрения модели общей ошибки исследования
- Объяснять пути использования параданных в контексте когнитивных моделей поведения респондента в процессе заполнения опроса
- Уметь подготавливать параданные к анализу
- Интегрировать теоретические и практические знания, связанные с параданными оценке качества дизайна исследования на основе полученных данных онлайн опроса, к собственному исследованию
- Применять знания для проведения исследований в рамках исследований методологии онлайн опросов и оценки качества и корректировки дизайна исследований, применяющих метод онлайн сбора данных
Содержание учебной дисциплины
- Общая информация о параданных
- Типы параданных
- Возможности сбора параданных
- Параданные в контексте общей ошибки исследования
- Связь параданных с когнитивными моделями поведения респондентов
- Обработка параданных
- Анализ параданных
- Применение параданных и интерпретация
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.35 * Активность на семинарах + 0.45 * Написание эссе + 0.2 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Improving surveys with paradata : analytic uses of process information, , 2013
- Mavletova, A., & Couper, M. P. (2016). Device use in web surveys. International Journal of Market Research, 58(4), 523–544. https://doi.org/10.2501/IJMR-2016-034
Рекомендуемая дополнительная литература
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009