• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Социальные процессы в деловой сфере и бизнесе

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социальные процессы в деловой сфере и бизнесе» посвящен ключевым вопросам социальных процессов и взаимодействий в деловой сфере. Курс раскрывает вопросы прежде всего с точки зрения внутренней социальной организации компаний, рассматривая внешнюю среду компаний в качестве социального контекста. Отдельное внимание уделяется инклюзивным практикам, формирующимся в бизнес-компаниях как под воздействием Целей устойчивого развития ООН и международных норм в сфере корпоративной социальной ответственности, так и в связи с развитием инклюзии как ценности в российском обществе. Социальная организация трудовой деятельности в российском бизнесе является ключевым для понимания процессов, происходящих в современной деловой сфере. Это целостная система институционально-практических и ценностно-культурных элементов, создающая совокупность преднамеренных и непреднамеренных воздействий на индивидов в рамках организации. Таким образом, реальная трудовая деятельность работников российских организаций осуществляется в противоречивом по своей сути поле практик и повседневных взаимодействий. Слушатели этого курса получат опыт системного социологического анализа условий труда, управленческих практик, результатов трудовой деятельности сотрудников организаций в условиях приоритета целей бизнеса – высоких экономических показателей. Фокус курса сделан на изучении процессов, сопутствующих цифровизации деятельности и функций, а практическая основа заданий предполагает анализ, основанных на данных. В курсе будут использованы результаты 1) социологических исследований по вопросам норм и управленческих практик в деловой сфере (исследования, которые были проведены в рамках исследовательских проектов Центра исследований социальной организации бизнеса НИУ ВШЭ); 2) социологических исследований (интервью и репрезентативного всероссийского опроса), проведенных в рамках НЦМУ с целью изучения состояния дел с инклюзией и управлением многообразием в российских бизнес-компаниях и 3) практических проектов (проектирование систем стимулирования, анализ результатов обучения и оценки сотрудников и др.). Междисциплинарный характер изучаемых исследовательских проектов позволит слушателям освоить принципы работы с разнородными по качеству данными, полученными из источников на разных уровнях, узнают особенности интерпретации результатов подобных исследований. В данном курсе социологические знания, обогащенные инструментарием и результатами исследования по проекту НЦМУ, будут применены для поиска источников устойчивого роста и развития отдельных людей, групп и организаций, поскольку организация как объект исследования дает возможность наблюдать за социальными взаимодействиями на разных уровнях: индивида, групп, различных подразделений и отделов организации, и проследить, как программы и проекты, в том числе, связанные с инклюзией, могут согласовывать различные интересы и достигать поставленных целей.