• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Научно-исследовательский семинар "Исследования личности в норме и при клинических нарушениях"

Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Персонология. Консультативная психология и психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар "Исследования личности в норме и при клинических нарушениях"
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоение навыков планирования, организации, проведения научных исследований и представление их результатов в устной и письменной формах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает и определяет основные элементы структуры магистерской диссертации
  • знает принципы формулировки цели, проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач, методов исследования
  • понимает уровни методологического анализа (философского уровня, общенаучного и частнонаучного)
  • понимает основные методологические принципы клинико-психологических исследований
  • знает критерии классической, неклассической и постнеклассической научной рациональности
  • понимает и определяет область своих исследовательских интересов
  • определяет проблемное поле исследования
  • осваивает психологического формулирует проблему и обосновывает актуальность исследования, объект и формулирует общую и частные гипотезы исследования, ставит цель и задачи исследования
  • знает общие принципы и стандарты публикации результатов научных исследований
  • владеет культурой обращения с источниками информации
  • владеет знаниями требований ГОСТа к составлению списка литературы
  • имеет представление о редакционной политике журналов и знает о принципах профессиональной коммуникации с рецензентами
  • умеет искать научную литературу по теме исследования на русском и английском языках
  • владеет системным и критическим мышлением
  • умеет проводить теоретический анализ научной литературы, а также устанавливать связи между методологией, теорией, концептуальными моделями практическими технологиями на данном этапе развития психологической науки.
  • в соответствии с изучаемым психологическим феноменом выбирает подходящие методы исследования и разрабатывает методический комплекс исследования
  • понимает принципы проведения психологического исследования, сбора выборки и коммуникации с пациентами различных нозологий (с соматическими, психиатрическими и неврологическими расстройствами). Знает профессионально- этические принципы взаимодействия с респондентами и пациентами различных назологий, демонстрирует эти знания в практике межличностной коммуникации.
  • подготовлена полная и развернутая программа магистерского исследования
  • составлен план-проспект структуры текста магистерской диссертации
  • умеет представлять исследования в устой письменной (абстракт, конференции, статья, диссертация) формах
  • умеет проводить теоретический анализ литературы по своей теме и представлять его результаты в контексте разработки и обоснования своего исследования
  • умеет проводить исследование и фиксировать его результаты в форме научной публикации
  • готов к всесторонней презентации и критическому обсуждению проекта собственного диссертационного исследования
  • обоснованы и аргументированы основные методологические позиции и принципы исследования
  • знает основные контр-аргументы и дискуссионные моменты по проблеме и методологии исследования
  • способен к содержательной аргументации в дискуссиях с оппонентами
  • презентует свою работу и участвует в активном обсуждении (с элементами оппонирования) планов диссертационных исследований своих коллег
  • успешно защищает свою курсовую работу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Научно-исследовательская работа в профессиональной деятельности клинического психолога. Основные принципы магистерского исследования.
  • Тема 2. Методологические основы клинико-психологических исследований.
  • Тема 3. Тематика курсовых работ и магистерских диссертаций. Выявление и калибровка проблемы научного исследования.
  • Тема 4. Культура публикации результатов научных исследований.
  • Тема 5. Принципы анализа научной литературы.
  • Тема 6. Специфика проведения клинико-психологических исследований.
  • Тема 7. Разработка программы магистерского исследования.
  • Тема 8. Презентации студентами программ собственных магистерских исследований.
  • Тема 9. Принципы оформления и публикации научных исследований.
  • Тема 10. Презентации студентами отчетов по этапам: о результатах теоретических и эмпирических изысканий в магистерских исследованиях. Групповые дискуссии с оппонированием.
  • Тема 11. Предзащиты курсовых работ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Групповая домашняя работа
  • блокирующий Презентация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.2 * Групповая домашняя работа + 0.2 * Групповая домашняя работа + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Презентация + 0.1 * Эссе
  • 2025/2026 4th module
    0.2 * Групповая домашняя работа + 0.2 * Групповая домашняя работа + 0.15 * Посещаемость + 0.15 * Посещаемость + 0.15 * Посещаемость + 0.15 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 490 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14531-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477836 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Невротические стили : пер. с англ., Шапиро, Д., 2016
  • Старовойтенко, Е. Б. Персонология: жизнь личности в культуре : монография / Е. Б. Старовойтенко. — Москва : Академический Проект, 2020. — 431 с. — ISBN 978-5-8291-2845-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132708 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Корнилова, Т. В.  Экспериментальная психология в 2 ч. Часть 2.  : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05187-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452687 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник, Б. В., 2003
  • Тяжелые личностные расстройства : cтратегии психотерапии, Кернберг, О. Ф., 2000

Авторы

  • Исаева Анастасия Николаевна