• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Основы клиент-центрированной психотерапии

Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Персонология. Консультативная психология и психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является базовой дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теории личности», «Основы психологического консультирования», «Консультативная психология», «Человекоцентрированный подход в социальной сфере». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Практика психотерапевтического взаимодействия», «Гуманистическая групповая психотерапия», «Экспрессивная психотерапия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Основы клиентоцентрированной психотерапии» являются: формирование представлений о роли и месте гуманистической психотерапии в системе мировой психотерапевтической теории и практики; знакомство с теорией и базовой психотерапеквтической практикой гуманистической психотерапии; апробация и освоение супервизируемой практики психотерапевтической работы с клиентами; освоение этических норм, обязательных для психолога-психотерапевта, обеспечивающих права клиента и психотерапевта в терапевтическом процессе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и умеет выстраивать в общении психотерапевтическую позицию, характерную для клиентоцентрированного психотерапевта, способен делегировать свободу и ответственность собеседнику.
  • Знает, понимает и способен сопоставлять ключевые понятия, цели, задачи и методы основных направлений психотерапии.
  • Понимает и определяет основные вехи становления и основные характеристики клиентоцентрированной психотерапии, ее отличие от традиционной психотерапии и ее этические принципы.
  • Знает и понимает особенности вариантов и форматов психотерапевтической работы в рамках современного человекоцентрированного подхода.
  • Знает и понимает характеристики условий и стадий терапевтического процесса (по К. Роджерсу). Способен к установлению психотерапевтического контакта в общении.
  • Знает основные характеристики сеттинга в клиентоцентрированной психотерапии. Знает и умеет применять основные установки психотерапевта в клиентоцентрированной психотерапии.
  • Понимает и определяет основные понятия теории становления человека (по К. Роджерсу).
  • Способен проявлять в общении позитивное принятие, эмпатическое понимание и конгруэнтное самовыражение.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История становления и основные характеристики клиентоцентрированной психотерапии
  • Тема 2. Специфика клиентоцентрированной психотерапии
  • Тема 3. Структура личности и терапевтический процесс
  • Тема 4. Терапевтическое общение в практике клиентоцентрированной психотерапии
  • Тема 5. Профессиональные и личностные особенности психотерапевта
  • Тема 6. Терапевтический процесс в клиентоцентрированной психотерапии
  • Тема 7. Психотерапевтическая работа с представлениями, переживаниями и смыслами
  • Тема 8. Эволюция клиентоцентрированной психотерапии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещение
  • неблокирующий активность
  • неблокирующий аналитическое эссе
  • неблокирующий тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.125 * активность + 0.25 * аналитическое эссе + 0.125 * посещение + 0.5 * тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • А.Б. Орлов. (2004). ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25CA8B9B
  • Искусство психологического консультирования : как давать и обретать душевное здоровье, Мэй, Р., 2002
  • Карл Роджерс и его последователи: Психотерапия на пороге XXI века : сборник научных трудов / под редакцией Дэвида Брэзиера. — Москва : Когито-центр, 2005. — 315 с. — ISBN 5-89353-085-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109091 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гуманистическая психология: теория и практика : избр. труды по психологии, Роджерс, К. Р., 2013

Авторы

  • Орлов Александр Борисович