Магистратура
2024/2025
Кросс-культурный подход к политике идентичности
Статус:
Курс обязательный (Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений)
Направление:
58.04.01. Востоковедение и африканистика
Где читается:
Институт востоковедения и африканистики
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает знакомство с политикой идентичности в рамках двух направлений: 1) направление государственной политики по конструированию образа нации, 2) идентификация меньшинств (этнических и религиозных) в государствах.
Народы Востока живут в мире мифологии, нарративов и религиозных традиций. Изучая первой направление политики идентичности, мы рассмотрим те аспекты, к которым прибегают правительства в процессе нациестроительства, формирования государства, как конкретного общества. Обращаясь к исторической памяти, символам, традициям, мифам, мы увидим, какую роль они играют в единение нации, а также разберем уникальные конструкты, которые наблюдаются в политике определенных государств. Отдельно уделяется внимание причинам нациестроительства, в частности, в рамках сохранения государственного суверенитета.
Многочисленные конфликты в регионе способствовали фрагментации обществ и политизации идентичностей в тех странах, которые стали их жертвами. Изучая права конкретных меньшинств в разных странах, мы проанализируем то, как религиозные и этнические меньшинства определяют свою идентичность. Интересы групп, выступающих за свои права, часто идут вразрез государственной политике по формированию единой нации. В этой связи в рамках курса также предлагается рассмотреть опыт разных стран по работе с меньшинствами, в том числе изучение процессов интеграции.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представление о политике идентичности в контексте разных культур.
- Изучить специфику политики идентичности в государствах на Ближнем и дальнем Востоке в рамках нациестроительства.
- Познакомить студентов с символами и исторической памятью, присущими для разных обществ в странах Ближнего и Дальнего Востока.
- Познакомить студентов с теоретической базой, используемой при исследовании идентичностей.
Планируемые результаты обучения
- Уметь понимать принципы конструирования идентичности как малых групп, так и государства.
- Обладать опытом анализа политики идентичности.
- Уметь использовать категориальный аппарат для анализа идентичностей.
- Знать специфику идентичностей отдельных групп и государств на Ближнем и Дальнем Востоке.
Содержание учебной дисциплины
- Лекция 1. Политика идентичности: политическое и национальное измерение
- Семинар 1. Нациестроительство на Ближнем Востоке
- Лекция 2. Политика идентичности: идентичность в социокультурном измерении
- Cеминар 2. Махмуд Мамдани: трайбализм, колониализм и этническая идентичность
- Лекция 3. Государственный суверенитет. Мультикультурность, национализм и глобализация
- Семинар 3. Общая культура в контексте множества культур
- Лекция 4. Нациестроительство в странах Дальнего Востока
- Семинар 4. Япония: пацифизм как часть национальной идентичности
- Лекция 5. Определения понятия «меньшинства». Этнические и религиозные меньшинства на Ближнем Востоке и в Африке. Мигранты и беженцы. Дискриминация и самоидентификация
- Семинар 5. Роль мифов, символов и исторической памяти в политике идентичности
- Лекция 6. Этнические меньшинства в странах Дальнего Востока. Мигранты и беженцы. Дискриминация и самоидентификация
- Семинар 6. Проблема исторической памяти в политике идентичности стран Дальнего Востока
- Лекция 7. Социальные идентификации в странах Дальнего Востока: состояние, проблемы и политика государств
- Семинар 7. Культурные войны: пример стран Дальнего Востока
Элементы контроля
- Промежуточные тестыТесты по изученным материалам проводятся в начале семинаров 2, 4, 5 и 7. Тесты, выполняемые на семинарских занятиях, состоят из 10 заданий: выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнения пропуска, раскрытия термина, определения даты. Задания соответствуют содержанию лекций.
- ЭкзаменПисьменный экзамен в формате теста – 1 час. В итоговом тесте будут отражены все темы курса, по которым читались лекции и которым были посвящены семинары. Задание, предлагаемое на экзамене, состоит из 40 вопросов (2-3 вопроса на каждую тему курса).
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 19514 - Ф. Фукуяма - Идентичность: Стремление к признанию и политика неприятия - 9785961428445 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19514
- Идентичность. Личность, общество, политика: энциклопедическое издание / отв. ред. И.С. Семененко. - М.: Весь Мир, 2017. - 992 с.: ISBN 978-5-7777-0697-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1013075
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ближний Восток: Политика и идентичность : монография / под редакцией И. Д. Звягельской. — Москва : Аспект Пресс, 2020. — 336 с. — ISBN 978-5-7567-1120-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176642 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Полежаев, П. Л. Социальная идентичность : учебное пособие / П. Л. Полежаев. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2022. — 100 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/330185 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.