• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Технологии создания исторических документальных проектов

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

«Технологии создания исторических документальных проектов» — это авторская дисциплина, разработанная Екатериной Вадимовной Бурлаковой специально для студентов института медиа. Глобальные изменения геополитики в последние годы подстегнули интерес широкой аудитории к истории – области, изучающей человеческое общество. Разобраться в прошлом, чтобы понять настоящее и попытаться предвидеть будущее – это стремление зрителей сделало сегодня исторический контент очень востребованным в СМИ, в интернете и в мессенджерах, исторические проекты появились везде. Если новостная журналистика фиксирует настоящее, то, условно говоря, историческая – изучает и анализирует прошлое для осмысления настоящего. Однако, любые исторические документальные форматы, будь то фильм или специальный репортаж, интервью или короткие рубрики, в стиле календаря, имеют свои особенности. Технология их производства, стилистика и подача отличаются от, например, новостных или аналитических форматов. Исторические проекты требуют от автора и ведущего определенной эрудиции, более тщательной подготовки, более глубокого погружения в тему и обязательного критического подхода к вопросу изучения, чтобы разобраться в вопросе. Чтобы избежать ошибок дилетанта в работе с историческими форматами, лучше вооружиться полным комплектом необходимого инструментария и приступать к созданию исторических проектов, уже обладая определенным набором знаний и навыков, которые точно пригодятся и в любом другом направлении журналистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить технологию создания наиболее востребованных больших и малых исторических форматов для разных платформ: СМИ, стриминговых сервисов, видеохостингов, мессенджеров. Это исторические документальные фильмы, исторические специальные репортажи, интервью об истории, исторические календари, авторские моно программы и прочее.
  • Изучить специфику подачи исторического контента, его отличия от прочего.
  • Освоить стилистику языка и особенности восприятия исторических форматов в разных странах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет исторические «фейки»: информационные, традиционные и визуальные - снятые и 100, и 10 лет назад, не только для иллюстрации исторических событий, но и для пропаганды, и формирования ложной картины мира.
  • Применяет технологию поиска и верификации информации об истории в интернете, проверяет подлинность исторических фактов, верно определяет даты исторических событий, используемых в разных системах исчисления времени. Выделяет ошибки алгоритмов ИИ.
  • Объясняет специфику подачи исторического контента.
  • Различает форматы исторического контента.
  • Использует приемы реконструкции в исторической документалистике.
  • Создает исторические документальные проекты.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Причины и предпосылки появления исторической документалистики
  • Исторические фейки или альтернативная реальность
  • Исторические документальные форматы: Фильм (телевизионный, фестивальный, для проката), программа, репортаж, рубрика, календарь, интервью, лекция.
  • Верификация исторических фактов
  • Точность дат в исторических форматах
  • Визуализация исторических форматов. Особенности исторического контента разных эпох.
  • Ведущий, герои и эксперты. Роль и необходимость человека в кадре в исторических документальных форматах.
  • Математика в историческом документальном формате
  • Субъективность и объективность исторического документального формата. Восприятие исторического контента в разных культурах современного мира и на разных платформах. Приемлемые и неприемлемые приемы. Философские аспекты данного направления журналистики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание на идентификацию исторических визуальных и информационных «фейков»
  • неблокирующий Индивидуальное задание «Календарь»
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Итоговый проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.3 * Задание на идентификацию исторических визуальных и информационных «фейков» + 0.2 * Индивидуальное задание «Календарь» + 0.4 * Итоговый проект + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Апология истории или ремесло историка, Блок, М., 1986
  • История России XVIII - XIX веков : учеб. пособие для вузов, Милов, Л. В., 2010
  • Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика : учебное пособие / В. Л. Цвик. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 349 с. — ISBN 978-5-7567-1136-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/185846 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История России с древнейших времен до начала XXI века. [Кн. 1]: История России с древнейших времен до конца XVII века, Милов, Л. В., 2010
  • История России с древнейших времен до начала XXI века. [Кн. 3]: История России XX - до начала XXI века : учеб. пособие для вузов, Милов, Л. В., 2010

Авторы

  • Панасенко Юлия Владимировна
  • Федорова Ксения Александровна