• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Оценка персонала в организации

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Оценка персонала» знакомит слушателей с принципами оценки персонала в бизнесе, инструментами оценки, которые используются в бизнес-среде, и дает возможность попробовать каждый из них как в роли оценивающего / интерпретатора, так и в роли разработчика. По результатам курса слушатели смогут подбирать оптимальные для решения различных бизнес-задач инструменты, а также квалифицировано судить об их уровне качества. Также данный курс станет хорошим заделом для тех, кто непосредственно занимается оценкой персонала или разработкой оценочных инструментов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Оценка персонала» являются овладение студентами основными концепциями оценки персонала и представлениями об инструментах данной сферы деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • администрировать заполнение тестов способностей и личностных опросников
  • выбирать инструмент оценки, наиболее точно соответствующий цели и задачам оценки
  • выбирать инструмент оценки, наиболее точно соответствующий цели и задачам оценки;
  • оценивать качество критериев оценки, заложенных в опросник 360
  • предоставлять обратную связь по результатам оценки
  • проводить наблюдение и оценку упражнений Центра оценки по технологии НОКО (ORCE)
  • проводить упражнение формата групповая дискуссия Центров оценки
  • Разрабатывать ситуационные тесты
  • формулировать вопросы по технологии STAR и CARE в рамках интервью по компетенциям
  • описывает особенности организации оценки персонала как функции, взаимосвязи с другими процессами управления персоналом
  • подбирать и применять методы для разработки моделей компетенций
  • создавать проект отчета по итогам комплексной оценки работников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в оценку персонала
  • Тема 2. Тесты способностей и личностные опросники
  • Тема 3. Центры оценки и развития
  • Тема 4. Менее распространенные методы оценки: методики диагностики честности, биографические данные, неструктурированное интервью, опросники ценностей и интересов [6 академических часов]
  • Тема 5. Ситуационные тесты
  • Тема 6. Интервью по компетенциям
  • Тема 7. Оценка 360
  • Тема 8. Оценка эффективности сотрудников
  • Тема 9. Критерии для оценки персонала
  • Тема 10. Оценка персонала и hr-процессы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация по одному из методов оценки
    Вам необходимо разделиться на группы по 2 человека. Каждой группе необходимо подготовить презентацию об одном из пяти методов оценки: - Методики диагностики честности и благонадежности (integrity) - Биографические данные (biodata) - Цифровой след (digital footprint) - Game-based assessment - Опросники мотивации, интересов и ценностей - Симуляции (для пилотов, врачей, офисного персонала и т.п.) Презентация обязательно должна содержать в себе следующую информацию: - описание метода оценки (как выглядит? что собой представляет? как проводится?) - предмет оценки (что измеряется?) - области применения, возможности и ограничения метода в сравнении с другими методами - достоинства и недостатки метода в сравнении с другими методами Желательно, чтобы из вашей презентации ваши однокурсники могли понять, как именно выглядит данный метод для респондента. Вы можете пользоваться любыми источниками, включая базовый учебник по курсу. В конце презентации должен быть список используемой литературы. Пожалуйста, распределите между собой темы так, чтобы по каждой был хотя бы 1, а лучше 2 презентации
  • неблокирующий Разработка структуры ролевой игры (в группах по 2-3 человека)
    Вам необходимо разработать сценарий упражнения ассесмент-центра типа "ролевая игра (с клиентом / с коллегой / с подрядчиком / с подчиненным)". Сценарий должен содержать: - описание ситуации - краткое описание роли ролевого игрока (представитель клиента / подрядчик / подчиненный / коллега) и роли участника (продавец / заказчик / руководитель / коллега, соответственно) - расписанные позиции ролевого игрока и участника по 3-4 критическим вопросам по принципу "недопустимо - приемлемо - оптимально - оптимально - прием лемо - недопустимо” Лучше всего проектировать ролевую игру на примере реальной часто возникающей ситуации переговоров. Для этого вы можете провести интервью и собрать информацию о наиболее частых вопросах для переговоров и позициях сторон - рекомендую это делать со знакомыми, чья работа предполагает такие переговоры (с сотрудниками, с заказчиками, с подрядчиками). Формат отчета: от каждой группы заполненная таблица по форме.
  • неблокирующий Разработать ситуационный тест
    Вам необходимо разработать тест SJT для любой должности, которую Вы выберете. Для разработки каждой группе необходимо привлечь: - не менее 5 респондентов для сбора вариантов ответа - не менее 3 экспертов для генерации ключей, эти же эксперты могут предложить ситуации Процесс разработки (ниже будет представлен несколько упрощенный сценарий — без полного нормативного / ипсативного шкалирования, а только с выбором наиболее эффективного варианта ответа): 1. Методом критических инцидентов выделяются ситуации, в которых сотрудники на целевой позиции сталкиваются с проблемами. Ситуации могут предложить эксперты 2. Берется группа сотрудников, занимающих данную целевую позицию. Им предлагаются эти ситуации, чтобы они написали правильные, на их взгляд, действия, которые человек должен совершить. 3. Вы выделяете из получившегося перечня ситуации, которые решаются однозначно и не представляют особого выбора, или, наоборот, слишком общие, где решений слишком много, и исключаете их. Конкретная проблемная ситуация должна иметь несколько возможных решений (либо А, либо Б, либо В). 4. Этап согласования ключей по оставшимся кейсам. Эксперты (обычно самые успешные сотрудники или руководители) генерируют ключи, то есть оценивают наиболее частотные предложенные варианты, выбирая наиболее эффективный. 5. Для теста вы выбираете те ситуации, по котором мнения экспертов согласованы (например, 3 из 4 экспертов выбрали один и тот же вариант как наиболее эффективный). Формат отчета: отчет о разработке в формате Word.
  • неблокирующий Разрабатывать ситуационные тесты
    Необходимо заполнить по предоставляемому шаблону таблицу методов оценки
  • неблокирующий Разработка отчёта по итогам комплексного оценочного мероприятия (в группах по 2-3 человека)
    Учащиеся получают описание кейса - ситуации о проведении комплексного оценочного мероприятия. Задача: разработать шаблон отчета для представления данных о результатах данного оценочного мероприятия. Проект отчёта вы можете создавать в любой программе, в которой вы умеете работать. Также вам необходимо подумать о механике формирования индивидуальных отчётов – что вам потребуется и тп., сколько часов займет. Если в проекте, где не указаны названия компетенций, вы можете для примера включать любые. В каждом пункте, где указываются личностный и мотивационный опросник, подразумевается коммерческие опросники типы SHL, TalentQ и Formatta (SavilleAssessment). Количество человек в группе 3-4. Один и тот же проект могут выбрать несколько групп, просьба не обсуждать решение между группами с одним и тем же проектом.
  • неблокирующий Тест
    Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Презентация по одному из методов оценки + 0.15 * Разрабатывать ситуационные тесты + 0 * Разработать ситуационный тест + 0.2 * Разработка отчёта по итогам комплексного оценочного мероприятия (в группах по 2-3 человека) + 0.15 * Разработка структуры ролевой игры (в группах по 2-3 человека) + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Barrick, M. R., & Mount, M. K. (1991). The Big Five Personality Dimensions and Job Performance: A Meta-Analysis. Personnel Psychology, 44(1), 1–26. https://doi.org/10.1111/j.1744-6570.1991.tb00688.x
  • Frank L. Schmidt, & John E. Hunter. (1998). The validity and utility of selection methods in personnel psychology: Practical and theoretical implications of 85 years of research findings. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E4560464
  • Hogan, R. (2005). In Defense of Personality Measurement: New Wine for Old Whiners. Human Performance, 18(4), 331–341. https://doi.org/10.1207/s15327043hup1804_1
  • Situational judgment tests: A review of recent research. (2008). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7C265DA0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Moscoso, S., & Iglesias, M. (2009). Job Experience and Big Five Personality Dimensions. International Journal of Selection & Assessment, 17(2), 239–242. https://doi.org/10.1111/j.1468-2389.2009.00466.x
  • S. Rothmann, & E. P. Coetzer. (2003). The big five personality dimensions and job performance. SA Journal of Industrial Psychology, (1). https://doi.org/10.4102/sajip.v29i1.88
  • The Validity of Conscientiousness Is Overestimated in the Prediction of Job Performance. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8DAF255F

Авторы

  • Павлов Станислав Витальевич
  • Давлатова Мадина Асатуллоевна
  • Антипкина Инна Вениаминовна