• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

История Древней Греции

Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Аннотация: дисциплина направлена на изучение основ истории Древней Греции с учетом новейших достижений комплексного изучения источников. В рамках курса студенты узнают о том, какие факторы повлияли на становление эгейских цивилизаций Бронзового века, а также на становление греческой цивилизации в период Раннего железного века. Значительное внимание уделено политической и социально-экономической истории Греции в архаический, классический, а также эллинистический периоды. Особенностью программы является то, что анализ исторического процесса включает не только интерпретацию литературных источников, но и в значительной степени археологических, эпиграфических, топографических данных, а также демонстрацию визуального источникового материала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является способность Охарактеризовать основные исторические процессы становления развития и трансформации эгейских цивилизаций, среди которых особое место занимают классическая греческая цивилизация.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание ключевых особенностей и определяющих процессов периода.
  • Знание периодов войны, умение объяснить ее причины и последствия.
  • Понимание причин усиления Македонии, поражения греческих полисов и успехов Александра. Знание основных этапов его походов и завоеваний.
  • Понимание роли природной среды в формировании "молодых" цивилизаций Средиземноморья и отличий природы Балкан от природы Ближнего Востока. Умение объяснить, как это сказалось на развитии экономической системы данных регионов.
  • Студент должен иметь представление о ключевых этапах исследования микенской цивилизации и роли письменности в ее жизни.
  • Студент должен назвать органы афинской демократии и объяснить их функционирование.
  • Студент должен указать главные особенности феномена греческой культуры и объяснить ее всемирно-историческое значение.
  • Студент должен уметь объяснить почему Афины вышли на передовые позиции в конце архаического периода.
  • Студент должен уметь объяснить, каким образом (и до какой степени) гомеровские тексты используются для реконструкции истории данного периода.
  • Студент располагает сведениями о греческих колониях, может объяснить причины колонизации, ориентируется в древнегреческой религии и мифологии.
  • Умение показать отличие Спарты от других греческих полисов, роль законов Ликурга и Спарты после их принятия.
  • Умение показать отличия древнегреческих городов-государств от ближневосточных общин зависимых земледельцев и преимущества полиса, объяснить причины неустойчивости тираний и значение архаики.
  • Умение указать причины важных сдвигов в афинском обществе, знание основных этапов греко-персидских войн и их последствий.
  • Умение указать характерные черты эллинизма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История древней Греции 1. «Молодые» цивилизации Средиземноморья: новый этап мировой истории. Греция: природно-географические условия и население. Источники и история изучения древней Греции.
  • 2. Крито-микенская цивилизация.
  • 3. Троянская война и падение микенских царств. «Темные» века.
  • 4. Архаическая Греция. Возникновение общины граждан. Экономический рост и социальные конфликты. Феномен «старшей» тирании.
  • 5. Великая греческая колонизация. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Религия и ее место в жизни древних греков.
  • 6. Спартанская модель развития города-государства. Реформы Ликурга и своеобразие спартанских социальных институтов.
  • 7. Афины в архаическую эпоху. Законы Драконта и Солона.
  • 8. Возникновение демократии в Афинах. Реформы Клисфена. Греко-персидские войны.
  • 9. «Золотой век» афинской демократии: Перикловы Афины. Экономическое развитие Аттики.
  • 10. Функционирование афинской демократии. Политическая и судебная система Афин. Демократия древняя и современная.
  • 11. Пелопоннесская война и внутригреческие войны первой половины IV в. до н.э. Политический упадок при росте экономики и расцвете культуры.
  • 12. Установление македонской гегемонии в Греции. Завоевания Александра Македонского.
  • 13. Феномен древнегреческой культуры.
  • 14. Эпоха эллинизма. Зарождение и расцвет эллинистических государств, особенности их социального устройства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Activity
  • блокирующий Oral interview
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Activity + 0.5 * Oral interview
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античное искусство. Древняя Греция : учебное пособие / составитель Н. Ю. Дмитриева. — Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2021. — 152 с. — ISBN 978-5-00102-486-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/199964 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Елена Качур, Анастасия Балатёнышева - Древняя Греция - 9785001691716 - МИФ - 2020 - https://hse.miflib.ru/#/book/25556 - 25556
  • Руднева, О. Н. Античная литература. Древняя Греция : учебное пособие / О. Н. Руднева. — Липецк : Липецкий ГПУ, 2017. — 81 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112004 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 20101 - Т.Мартин - Древняя Греция: От доисторических времен до эпохи эллинизма - 9785001392736 - Альпина нон-фикшн - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/book/20101
  • Alpina - 24078 - А.Тарасов; Т.Мартин - Древняя Греция: От доисторических времен до эпохи эллинизма - 9785001397472 - Альпина нон-фикшн - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/24078
  • Древняя Греция: Учебно-методическое пособие - 978-5-7042-2378-8 - Куликова Ю.В. - 2013 - Москва: Прометей - https://ibooks.ru/bookshelf/365778 - 365778 - iBOOKS

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна