Бакалавриат
2024/2025
Психология
Статус:
Курс обязательный (Управление и аналитика в государственном секторе)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
30
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет собой введение в современную психологию для студента. Рассматривается место психологии в современной жизни, методы, используемые психологами для исследования и практики. Дается обзор трех основных "столпов" современной психологии: когнитивной науки, социальной психологии и дифференциальной психологии (личности) . Обсуждаются примеры современных исследований. Курс выполнен в blended-формате: у студентов есть возможность познакомиться с видением психологии целого ряда ведущих преподавателей профильного департамента. Наряду с оффлайн и онлайн лекциями курс предполагает проведение семинарских и практических занятий. Успешное прохождение дисциплины основано на успешной работе на семинарах, выполнении домашних заданий и контрольной работы, сдаче тестового экзамена. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, к его базовой части. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении психологии.
Цель освоения дисциплины
- • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии;
- • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности;
- • Формирование у студентов представлений о специфике социальной реальности, процессов ее познания и осмысления, а также особенностей межличностного взаимодействия;
- • Формирование у студентов представлений о процессах принятия решений и вынесения суждений;
- • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития;
- • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Планируемые результаты обучения
- Выявляет специфику и особенности поведения человека и процесса принятия решений при включении в те или иные большие и малые группы
- использует знания о психологических особенностях мышления и речи при принятии решений и анализе принятых решений
- объясняет различия между темпераментом, характером и интеллектуальными свойствами и особенностями их формирования и развития
- Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
- Характеризует основные потребности, мотивы, способы целеполагания и их роль в достижении профессионального и личного успеха и благополучия
- Знает виды, свойства и основные модели внимания.
- Знает основные виды эмоциональных переживаний.
- Знает основные закономерности мнемических процессов.
- Знает основные теории мотивации.
- Знает основные формы репрезентации социального знания.
- Знает основные характеристики и классификации ощущений.
- Знает предмет психологии.
- Знает свойства восприятия и особенности восприятия пространства и времени.
- Знает эвристические особенности процессов принятия решений.
- Знаком с исследованиями процессов целеполагания и волевой саморегуляции.
- Знаком с основными теориями агрессивного и помогающего поведения.
- Знаком с основными теориями когнитивного, личностного и социального развития.
- Знаком с практическими приложениями теорий принятия решений в разных областях человеческой деятельности.
- Имеет представление о видах мышления.
- Имеет представление о видах памяти.
- Имеет представление о влиянии группы на поведение человека и принятие решений.
- Имеет представление о влиянии эмоций, ценностей и мотивационных процессов на процесс социального познания.
- Имеет представление о гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
- Имеет представление о методах научного психологического исследования.
- Имеет представление о порогах чувствительности.
- Имеет представление о процессах социализации.
- Имеет представление о психоаналитическом, поведенческом, гуманистическом, факторном и социально-когнитивном подходах к пониманию личности.
- Имеет представление о роли эмоций в процессах совладания.
- Имеет представление о социальной идентичности.
- Имеет представление о социальной реальности.
- Имеет представление о темпераменте, характере, способностях и Я-концепции.
- Имеет представление о теории двух систем в психологи.
- Имеет представление об основных теориях эмоций.
- Имеет представления об ограничениях человеческой рациональности при принятии решений.
- Осведомлен о влиянии культур разного типа на формирование психологических особенностей их представителей.
- Понимает взаимосвязь процессов мышления и речи.
- Понимает взаимосвязь эмоциональных и когнитивных процессов.
- Способен различать житейские и научные представления о психических процессах и явлениях.
- Описывает основные методы и принципы научного психологического исследования, объясняет различия между житейским и научным психологическим знанием
- Характеризует особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
- характеризует разные виды памяти в психической деятельности.
- характеризует разные виды памяти в психической деятельности
- Описывает основные виды, функции и теории эмоциональных процессов, владеет способами их саморегуляции
- Разъясняет и использует при анализе поведения человека основные положения психоаналитических, бихевиоральных, гуманистических и факторных теорий личности
- способен дать оценку качеству предоставляемых психологических услуг и консультаций
Содержание учебной дисциплины
- 01. Психология как наука.
- 02. Ощущение, восприятие и внимание
- 03. Память, мышление и речь
- 04. Эмоциональные процессы
- 05. Потребности и мотивы
- 06. Личность: подходы к изучению
- 07. Индивидуальные различия
- 08. Развитие человека
- 09. Человек в социальной группе и обществе
- 10. Практические приложения
Элементы контроля
- Аудиторная активностьОценка за активность за обсуждение тем и вопросов семинара, а также выполнение дополнительных заданий или представление их результатов непосредственно на семинарских занятиях
- Домашнее заданиеСодержание домашнего задания определяется ведущими семинарских занятий и зависит от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина. Вариантами домашнего задания могут быть: • анализ научной статьи по теме курса из числа рекомендованных или одобренных преподавателями; • защита плана исследования, основанного на анализе существующей литературы и постановке проблемы, в котором должно быть продемонстрировано общее представление о современных исследованиях в выбранной области и знание основ научного метода и специфики эмпирических исследований в социальных науках на материале содержания курса; • защита проекта, связанного с практической реализацией знаний, полученных на курсе, и связанного с содержанием ОП, на которой читается дисциплина; • написание эссе с анализом психологических феноменов и явлений, которые разбираются в курсе, на основании фрагментов художественных произведений (литературного произведения, фильма, биографии и т.д.), рекомендованных и/или утвержденных преподавателями курса. Могут быть предложены и иные варианты домашнего задания, не указанные в данном перечне. Информация о содержании домашнего задания и критериев оценки сообщаются студентам на первом семинарском занятии или позднее, но не позже, чем за 1 месяц до предполагаемого дедлайна сдачи домашнего задания. При выполнении домашнего задания допускается использование методов и алгоритмов искусственного интеллекта и нейросетевых сервисов (ИИ). Однако их использование должно быть явным образом указано в работе (какой конкретно сервис, как и для чего был использован), а в тексте работы должно быть однозначно ясно, какая его часть является результатом работы алгоритмов ИИ, а какая – авторским. Некорректное и/или недобросовестное использование алгоритмов ИИ при написании работы может привести к снижению баллов за работу вплоть до 1 балла в качестве итоговой оценки.
- Контрольная работаТест состоит из вопросов по материалам первых 5 тем программы. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно, при этом количество вопросов в тесте не может быть меньше 20. Тестирование организуется в системе смартЛМС и проводится оффлайн в компьютерных классах. Учащиеся проходят тест с компьютеров в аудитории, использование личных устройств (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д.) для прохождения теста не допускается. При невозможности организации тестирования в системе смартЛМС возможна его замена на письменное тестирование на заранее распечатанных бланках с несколькими вариантами теста для разных студентов. Проведение контрольной работы онлайн допускается исключительно в случаях, если курс реализуется для образовательных программ не московского кампуса, или вся образовательная программа реализуется в онлайн-формате, или студент переведен на онлайн обучение по решению руководства образовательной программы. Во всех остальных случаях проведение контрольной работы в дистанционном (онлайн) формате не допускается.
- Итоговое тестированиеВопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса, в течение всего периода обучения. Рекомендуется составлять большую часть вопросов по темам 6-10, которые изучались после контрольной работы. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно, при этом количество вопросов в тесте не может быть меньше 30. Тестирование организуется в системе смартЛМС и проводится оффлайн в компьютерных классах. Учащиеся проходят тест с компьютеров в аудитории, использование личных устройств (ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д.) для прохождения теста не допускается. По решению преподавателей тестирование может проводиться очно с использованием печатных бланков. Решение о формате проведения итогового теста (в смартЛМС или с использованием печатных бланков), а также количестве и типах вопросов в итоговом тесте преподаватели сообщают студентам на последнем семинарском занятии.
- Дополнительные заданияВ течение курса преподаватели вправе предложить дополнительные задания. По желанию студента и по согласованию с преподавателем высокая активность и прилежность выполнения таких заданий может быть засчитана как дополнительный балл, который может быть добавлен к итоговой оценке. В этом случае важно, чтобы возможность выполнить такое задание была равной для всех обучающихся. Выполнение всех дополнительных заданий не может привести к повышению итоговой оценки за курс до ее округления более, чем на 0,5 балла.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.25 * Аудиторная активность + 0.25 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговое тестирование + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 524с. - ISBN: 978-5-534-06919-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-420452
- Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 524 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02583-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468313 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учебник / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 526 с. — ISBN 978-5-7598-0731-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/65984 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Восковская, Л. В. Психология ощущений и восприятия : учебное пособие для вузов / Л. В. Восковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 511 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15156-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487630 (дата обращения: 27.08.2024).
- Гулевич О.А., Сариева И.Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-409602
- Гулевич, О. А. Социальная психология : учебник и практикум для вузов / О. А. Гулевич, И. Р. Сариева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 424 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05490-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469052 (дата обращения: 27.08.2024).
- Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 262 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06161-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472179 (дата обращения: 27.08.2024).
- Организационная психология : учебник и практикум для вузов / Е. И. Рогов [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Рогова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 509 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07328-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468669 (дата обращения: 27.08.2024).
- Психология развития и возрастная психология - 978-5-7598-0731-5 - Болотова А. К., Молчанова О. Н. - 2012 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/29642 - 29642 - iBOOKS
- Холодная, М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 309 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441934 (дата обращения: 28.08.2023).
- Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02596-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468721 (дата обращения: 27.08.2024).