• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Общая социология

Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 13

Программа дисциплины

Аннотация

Общая социология – вводный курс. Он организован в форме обсуждения важных социальных проблем (неравенство, бедность, миграция, городское пространство, религия и т. д.), рассматриваемых через призму социальной теории. Курс разделен на четыре больших блока: (1) социальное неравенство, (2) социальные институты, (3) социальные процессы и (4) теоретические перспективы. Логика курса и его структура определяются разнообразием ответов на вопросы об условиях формирования, сохранения и реконфигурации/разрушения образцов социальной организации, а также о возможных способах анализа этих процессов, предлагаемых социологией. Мы начинаем с самых основных элементов объяснения социального действия, а затем переходим к пониманию природы причинно-следственных объяснений в социальных науках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • понять сложность социальных систем и получить навыки критического мышления по социальным проблемам с помощью ключевых концепций, лежащих в основе основных социологических теорий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность использовать социологическую теорию для разработки дизайна социологического исследования
  • умение различать социальные действия и социальное поведение, объяснять социальные действия через социальные механизмы
  • понимать связь между микродействиями и макрорезультатами
  • генерировать простые теории среднего уровня
  • разрабатывать академические навыки чтения, письма и презентации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Социальные факты.
  • Бедность
  • Город и неравенство
  • Городские институты и неравенство
  • Миграция, этничность, неравенство
  • Образование и неравенство
  • Социальная стратификация. Класс и статус
  • Социальная стратификация. Формы капитала
  • Социальная стратификация. Репутационный подход.
  • Неравенство и социальная мобильность.
  • Элиты
  • Неравенство и гендер
  • Неравенство и потребление
  • Семья и брак
  • Государство и политические институты
  • Тотальные и дисциплинарные институты
  • Медицинские институты и здоровье
  • Школьные системы
  • Религия
  • Университеты и высшее образование
  • Искусство и культурное производство
  • Культурные индустрии и мода
  • СМИ
  • Социализация
  • Цивилизация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточный экзамен
    Ожидается, что студенты будут сдавать промежуточный письменный экзамен с открытыми вопросами по темам курса
  • неблокирующий Презентация групповой работы
    Успешное участие в семинарах предполагает, что студенты представят групповой проект во время занятия (презентация продолжительностью 10-12 минут).
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен за год
    Экзамен организован в виде письменного теста с открытыми вопросами.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Тест
    Итоговая оценка за тест представляет собой средний балл в за тесты, сданные в течение семестра
  • неблокирующий Тест
    Итоговая оценка за тест представляет собой средний балл за тесты, сданные в течение семестра
  • неблокирующий Презентация групповой работы
  • неблокирующий Коллективная письменная работа
    Работа подготавливается рабочей группой (по 4 команды на группу семинаров) для каждого семинара в виде письменного эссе, охватывающего основные задачи задания семинара. Работы необходимо сдать ассистенту преподавателя до начала семинара. Оценка по каждому проектному документу является относительной. Самая сильная работа, представленная на конкретный семинар, получает 4 балла, а самая слабая — 1 балл. Промежуточные статьи получают 3 и 2 балла соответственно. Обычно ассистент преподавателя распределяет 10 очков между 4 командами. Если статьи для конкретного семинара одинакового качества, они оцениваются одинаковыми баллами (например, по 2,5 балла всем 4 командам). В конце семестра подсчитывается среднее количество баллов для каждой команды и составляется рейтинг команд. На основе этого рейтинга относительная шкала затем преобразуется в стандартную 10-балльную шкалу НИУ ВШЭ. Студенты из команды, занявшей 1-е место в групповом рейтинге, получают за проектную работу оценку «10», занявшие 2-е место — «9» и так далее. Если студент пропускает некоторые семинары без отпуска по болезни, его оценка пропорциональна количеству семинаров, в которых он участвовал. Например, если студенческая оценка в команде равна «10», но он пропустил 50% семинаров в данном семестре, его оценка будет пропорциональна количеству семинаров, в которых он участвовал. индивидуальная оценка будет «5».
  • неблокирующий Коллективная письменная работа
    Работа подготавливается рабочей группой (по 4 команды на группу семинаров) для каждого семинара в виде письменного эссе, охватывающего основные задачи задания семинара. Работы необходимо сдать ассистенту преподавателя до начала семинара. Оценка по каждому проектному документу является относительной. Самая сильная работа, представленная на конкретный семинар, получает 4 балла, а самая слабая — 1 балл. Промежуточные статьи получают 3 и 2 балла соответственно. Обычно ассистент преподавателя распределяет 10 очков между 4 командами. Если статьи для конкретного семинара одинакового качества, они оцениваются одинаковыми баллами (например, по 2,5 балла всем 4 командам). В конце семестра подсчитывается среднее количество баллов для каждой команды и составляется рейтинг команд. На основе этого рейтинга относительная шкала затем преобразуется в стандартную 10-балльную шкалу НИУ ВШЭ. Студенты из команды, занявшей 1-е место в групповом рейтинге, получают за проектную работу оценку «10», занявшие 2-е место — «9» и так далее. Если студент пропускает некоторые семинары без отпуска по болезни, его оценка пропорциональна количеству семинаров, в которых он участвовал. Например, если студенческая оценка в команде равна «10», но он пропустил 50% семинаров в данном семестре, его оценка будет пропорциональна количеству семинаров, в которых он участвовал. индивидуальная оценка будет «5».
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    Коллективная письменная работа* 0.12 + Коллективная презентация* 0.2 + Аудиторная работа* 0.08 + Тест* 0.4 +Промежуточный экзамен* 0.2
  • 2024/2025 4th module
    Коллективная письменная работа* 0.12 + Коллективная презентация* 0.2 + Активность* 0.08 + Тест* 0.4 + Экзамен за год* 0.2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. — Москва : Академический Проект, 2018. — 528 с. — ISBN 978-5-8291-2218-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132803 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дюркгейм, Э.  Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм ; переводчик А. Н. Ильинский ; под редакцией В. А. Базарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 316 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10054-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517549 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
  • Гидденс Энтони, & Саттон Филип. (n.d.). Основные понятия в социологии.

Авторы

  • Ильина Мария Ивановна