Магистратура
2024/2025
Методология и методы исследований в социологии
Статус:
Курс обязательный (Современный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Современный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
9
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс нацелен на изучение методологических оснований и методов проведения социологического исследования. В рамках курса студенты осваивают знания в области организации и проведения эмпирического социологического исследования, планирования и решения возникающих многоплановых коммуникационных проблем для повышения эффективности работы исследователя и предупреждения организационных ошибок. Курс состоит из трех блоков. (1) Количественный блок: В рамках изучения количественного сбора и анализа данных студенты осваивают базовые методы современного анализа данных, включая тест хи-квадрат, t-тест, непараметрические тесты, однофакторный дисперсионный анализ и многофакторный регрессионный анализ, а также социологическую интерпретацию и визуализацию полученных результатов. В рамках дисциплины предполагается знакомство магистрантов со средой статистического программирования R для всех предложенных статистических техник. (2) Качественный блок: В рамках изучения качественной методологии студенты знакомятся со спецификой дизайна качественного исследования, основными методами (наблюдение, интервью), осваивают основы анализа качественных данных (кодирование, тематический анализ, биографический анализ, дискурс-анализ). (3) Блок "Исследовательская коммуникация". Студенты знакомятся с основными стратегиями планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании с использованием качественных и количественных методов. Также знакомятся с основными методами и технологиями разрешения этических вопросов и ситуаций в отношениях между исследователями в одной команде, между исследователем и респондентами, между исследователем и заказчиком или государственными органами.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов понимание основ методологии социологического исследования, развить их навыки проведения количественного и качественного сбора и анализа данных, а также сформировать знания по основным стратегиям планирования успешной коммуникации в социологическом исследовании.
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками рекрутинга информантов и навыками проведения интервью
- Выбирает релевантную методологию для выбранной темы исследования. Применяет методологические принципы для формулирования дизайна исследования.
- Знает, как представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования
- Обладает навыками для изучения маргинальных, скрытых, труднодоступных групп
- Понимает логику статистического вывода. Умеет применять биномиаль
- Проводит биографическое интервью. Анализирует биографические материалы.
- Проводит дискурс-анализ текста.
- Проводит исследование, с учетом сохранения конфиденциальности в индивидуальном и коллективном исследовании; знает права собственности на собранные данные
- Проводит качественный анализ интервью с применением нескольких методов анализа.
- Проводит наблюдение. Ведет дневник наблюдения.
- Различает разные виды измерения в социологическом исследовании, умеет выбрать правильный способ измерения
- Различает разные процедуры построения выборочной совокупности социологическом исследовании, умеет выбрать правильный тип выборки
- Разрабатывает гайд интервью. Проводит качественное интервью.
- Разрабатывает дизайн исследования
- Умеет выполнять основные виды манипуляций с данными при помощи R
- Умеет использовать разные типы презентации результатов исследования (устные, видео-презентации, тексты)
- Умеет планировать социологическое исследование с учетом стратегий выстраивания успешной коммуникации на всех его этапах
- Умеет представлять результаты исследования в разных аудиториях с участием информантов, коллег, не-социологов
- Умеет применять t-тест для анализа данных
- Умеет применять корреляции для анализа данных
- Умеет применять линейную регрессию для анализа данных
- Умеет применять непараметрические тесты для анализа данных
- Умеет применять тест ANOVA для анализа данных
- Умеет применять тест хи-квадрат для анализа данных
Содержание учебной дисциплины
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 1. Измерение в количественном социологическом исследовании
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 2. Выборка в количественном исследовании
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 3. Введение в R
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 4. Логика статистического вывода, биномиальный тест
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 5. Тест хи-квадрат
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 6. t-тест
- Блок 2. Количественное исследования. Тема 7. Непараметрические тесты
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 8. Корреляционный анализ
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 9. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA)
- Блок 2. Количественное исследование. Тема 10. Линейная регрессия (многофакторный анализ)
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 1. Методологические основания качественного исследования
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 2. Дизайн качественного исследования
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 3. Интервью в качественном исследовании.
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 4. Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение.
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 5. Качественный анализ интервью: общий обзор
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 6. Дискурс-анализ
- Блок 1. Качественное исследование. Тема 7. Обзор других стратегий КИ: биографический метод, кейс-стади, феноменология
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 1. Проблемы коммуникации в профессиональной работе социолога
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 2. Профессиональные качества социолога: установление контакта, коммуникация в ситуации интервью
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 3. Коммуникация в труднодоступных социальных группах
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 4. Этика в социологическом исследовании
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 5. Степень включения исследователя в поле. Публичная социология
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 6. Исследовательская коммуникация в процессе публикации результатов работы
- Блок 3. Стратегии успешной исследовательской коммуникации. Тема 7. Устная презентация проекта, результатов социологического исследования в формате TEDx
Элементы контроля
- Блок 1. Качественное исследование. ДЗ 1 –отличия качественного и количественного исследованияСформулировать по предложенной проблеме аннотации 2х исследований: количественное и качественное (индиви- дуальное задание)
- Блок 1. ДЗ 2 –дизайн исследованияРазработать дизайн группового исследования (включая гайд интервью), представить его на занятии (Групповое за дание)
- Блок 1. ДЗ 3 –наблюдениеПровести наблюдение в локации, релевантной проекту (Индивидуальное задание)
- Блок 1. ДЗ 4 –сбор данныхинтервью, 2 транскрипта + доп.данные (10 медиа материалов для дискурсивного анализа) (Индивидуальное зада ние)
- Блок 1. Презентация результатов проектаОтчет по результатам исследования (10 - 15 страниц, 12 шрифт, интервал 1,5) + презентация результатов исследова ния (ppt) (коллективное задание)
- Блок 3. Дз1 "Эссе"Студенты пишут эссе в свободной форме на тему «Мои коммуникативные ресурсы» (отработка усвоенных на занятии знаний о востребованных в работе исследователя soft skills для успешной коммуникации). Эссе оценивается в формате зачета: сданная работа оценивается на 10 баллов, не сданная - на 0 баллов. Сдача работы после установленного преподавателями срока не допускается.
- Блок 3. Дз 2 "Reaction paper"Студентам предлагается для ознакомления перечень методологических социологических статей. По собственному усмотрению студенты выбирают из перечня две или более статьи и по результатам их прочтения пишут "reaction paper" - эссе-реакцию с анализом прочитанного материала и личной рефлексией.
- Блок 3. Дз 4 "Трудное интервью / подслушано / наблюдение"Для закрепления полученных знаний и навыков работы с труднодоступными социальными группами студенты выбирают наиболее подходящий для них формат сбора данных (интервью, наблюдение, подслушивание) и проводят мини-исследование, намеренно выбирая в качестве объекта труднодоступное поле (понимание "трудности" может быть субъективным, подробно содержание практического задания и способы рекрутинга разбираются на занятии и в ходе индивидуальных консультаций). Результаты мини-исследований демонстрируются студентами на занятии в формате презентации. Выполнение задания и демонстрация результатов оценивается раздельно.
- Блок 3. Дз 5 "Аннотация в журнал"Для закрепления навыков поиска подходящего для публикации журнала и написания аннотации будущей статьи (гипотетической, на основании актуальной КР) студенты отбирают с помощью изученных инструментов журнал для гипотетической публикации и пишут аннотацию будущей статьи в соответствии с требованиями конкретного издания. В домашнее задание также входит обоснование выбора журнала.
- Блок 3. Дз 3 "Этическая оценка"Студенты заполняют таблицу этической оценки их курсового исследования, а также подготавливают обзор инструмента их исследования (требуется для таблицы этической оценки). Задание оценивается в формате зачет/не зачет: за сданную работу студент автоматически получает 10 баллов (при наличии корректно заполненной таблицы и инструмента исследования).
- Блок 3. Итоговое заданиеСтуденты готовят выступление с освещением актуальной социальной проблемы в формате публичной социологии. Доступные форматы разнообразны, от выступления в стиле TEDx до комикса. Форматы публичной социологии подробно разбираются со студентами в ходе семинарского занятия.
- Блок 2. Количественные исследования. Контрольная работа 1
- Блок 2. Количественные исследования. Контрольная работа №2
- Блок 2. Количественные исследования. ДЗ1Направлена на контроль понимания студентами теста Хи-Квадрат
- Блок 2. Количественный анализ. Домашняя работа 2Домашняя работа 2 представляет собой описание самостоятельно построенной регрессионной модели. На основе базы данных ЕSS студенту необходимо выбрать зависимую переменную и несколько предикторов (приблизительно 2-3), построить регрессию. Крайне желательно найти значимый интерактивный эффект и визуализировать его. Выбрать лучшую модель из нескольких проверенных. Провести диагностику полученной модели. Сделать сводную таблицу со всеми проверенными
- Блок 2. Количественный анализ. Домашняя работа 1Описание: Анализ и обобщение методов эмпирической статьи, выполненной с использованием количественных методов. Студенту необходимо найти эмпирическую статью, выполненную с использованием количественных методов. Описать процедуру построения выборки. Что является единицами отбора, что является единицами анализа? Какой тип (типы?) выборок были использованы? Все ли хорошо с выборкой? Описать, каким образом были измерены основные конструкты исследования. Какие шкалы использованы?
- Блок 2. Количественные методы. ДЗ 3
- Блок 2. Количественные исследования. ДЗ 2Направлена на контроль понимания студентами теста сравнения средних и его непараметрических аналогов.
- Блок 2. Количественные исследования. ДЗ 4
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.15 * Блок 1. ДЗ 2 –дизайн исследования + 0.05 * Блок 1. ДЗ 3 –наблюдение + 0.1 * Блок 1. ДЗ 4 –сбор данных + 0.05 * Блок 1. Качественное исследование. ДЗ 1 –отличия качественного и количественного исследования + 0.15 * Блок 1. Презентация результатов проекта + 0.06 * Блок 2. Количественные исследования. ДЗ 2 + 0.06 * Блок 2. Количественные исследования. ДЗ 4 + 0.06 * Блок 2. Количественные исследования. ДЗ1 + 0.09 * Блок 2. Количественные исследования. Контрольная работа 1 + 0.08 * Блок 2. Количественные исследования. Контрольная работа №2 + 0.06 * Блок 2. Количественные методы. ДЗ 3 + 0.03 * Блок 2. Количественный анализ. Домашняя работа 1 + 0.06 * Блок 2. Количественный анализ. Домашняя работа 2
- 2024/2025 3rd moduleДз1 (эссе)*0,1 + Дз2 (reaction paper)*0,1 + Дз3 (этическая оценка)*0,1 + Дз4 (трудное интервью/наблюдение/подслушивание)*0,2 + Дз5 (аннотация в журнал)*0,1 + Посещение семинаров*0,2 + Итоговое задание*0,2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Головин, Н. А. Современные социологические теории : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07033-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433199 (дата обращения: 28.08.2023).
- Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники, Страусс, А., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Field, A. V. (DE-588)128714581, (DE-627)378310763, (DE-576)186310501, aut. (2012). Discovering statistics using R Andy Field, Jeremy Miles, Zoë Field. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.363067604
- Huber, P. J. (2011). Data Analysis : What Can Be Learned From the Past 50 Years. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391373
- Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
- Saldaña, J. (2011). Fundamentals of Qualitative Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355780
- Готлиб, А. С. Процедуры и методы социологического исследования. Кн. 2 : практикум / А. С. Готлиб. – Москва : Флинта, 2019. - 363 с. – ISBN 978-5-9765-2020-2. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1047524 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047524