Магистратура
2024/2025
Научно-исследовательский семинар "Полевое исследование: методы, практики, эмоции"
Статус:
Курс обязательный (Современный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Современный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
12
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса охватывается весь процесс подготовки и реализации исследовательского проекта: от обсуждения методологических особенностей качественного исследования, выбора темы исследования и планирование работы на год до правил написания научных текстов и тренингов по презентации результатов. Курс включает следующие разделы: (1) Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования; (2) Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании; (3) Сбор и обработка данных; (4) Анализ данных и описание эмпирических результатов; (5) Презентация результатов научного исследования. В рамках научно-исследовательского семинара на первом году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках курсовой работы. В рамках научно-исследовательского семинара на втором году обучения студенты обсуждают свои исследования, реализуемые в рамках магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины
- Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды
- Выработать у студентов компетенции и профессиональные навыки самостоятельной исследовательской работы и участия в работе исследовательской команды, готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
- Выработать готовность к различным исследовательским практикам, включая управление процессом, логистику и дизайн проекта, развитию профессиональной рефлексии, соблюдению принципов профессиональной этики социолога
Планируемые результаты обучения
- Берет качественное интервью.
- Ведет дневник наблюдения.
- Выступает с презентацией результатов исследования
- Готовит презентацию результатов собственного исследования.
- Знает логику и правила проведения качественного социологического исследования.
- Знает правила академического письма.
- Ищет релевантные источники и составляет библиографический список по теме исследования.
- Пишет академические тексты.
- Пишет обзор дискуссии по теме.
- Проводит участвующее наблюдение.
- Разрабатывает дизайн (программу) исследования.
- Рассчитывает выборку для своего исследовательского проекта
- Составляет гайд интервью.
- Читает тексты академически.
- Владеет языком и аппаратом основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук
- Выявляет потребности социальных групп и включает их в описание проблемы исследования
- Демонстрирует знание правил проведения социологического исследования
- Демонстрирует знание этических норм социологического исследования и следует им в своем исследовании
- Может организовать работу исследовательской группы
- Может сформулировать проблемную ситуацию
- Проводит собственное социологическое исследование
- Рефлексивно относится к социологической работе
- Самостоятельно определяет набор данных достаточный для представления различных проблем научного и этического характера
- Самостоятельно применяет методы социологического исследования
- Собирает и интерпретирует данные по заданным проблемам
- Способен выполнять работу соответствующую технологическим требованиям и нормативов в профессиональной деятельности
- Способен представить свой исследовательский проект с помощью презентации
- Способен разработать концептуализацию собранных данных в рамках своего исследовательского проекта
- Способен скорректировать программу социологического исследования, предложить собственную методику сбора или анализа
- Способен сформулировать проблему и с помощью своих знаний найти пути решения этой проблемы
- Успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта
Содержание учебной дисциплины
- Введение: особенности организации и проведения социологического исследования. Программа исследования.
- Академическое чтение и обзор литературы в социологическом исследовании
- Сбор и обработка данных
- Анализ данных и описание эмпирических результатов
- Презентация результатов научного исследования
Элементы контроля
- Дизайн исследованияВ рамках данного задания студент должен выбрать тему своего исследования, разработать дизайн исследова- ния и представить его на заключительных занятиях модуля
- Обзор литературыСтудент готовит обзор литературы по теме своей КР/ВКР. Задание включает в себя: 1. презентацию структуры лит.обзора и концептуальной карты/схемы прочитанного 2. письменный черновик отрывка лит.обзора (5 страниц)
- Сбор данныхСтудент собирает базу эмпирических данных для своей КР/ВКР. Результаты полевой работы представляются на заключительных занятиях модуля. В презентацию необходимо включить: Цель, предмет и объект исследования Описание и обоснование выборки. Описание собранных данных –характеристики интервью/материалов, портрет информантов и т.п. Что еще не собрано и план по сбору Трудности, с которыми столкнулись, и как их решили. Что не получилось. Что получилось. В презентации должна быть рефлексия опыта сбора данных.
- Анализ данныхСтудент должен проанализировать свои эмпирические данные и представить полученные результаты своего годового исследования. Презентация результатов приравнивается к защите КР/предзащите ВКР.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.5 * Дизайн исследования + 0.5 * Обзор литературы
- 2024/2025 4th module0.5 * Анализ данных + 0.5 * Сбор данных
- 2025/2026 2nd module0.5 * Дизайн исследования + 0.5 * Обзор литературы
- 2025/2026 4th module0.5 * Анализ данных + 0.5 * Сбор данных
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511
- Горшков, М. К. Прикладная социология + практикум в ЭБС : учебник и практикум для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, Б. З. Докторов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 334 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10789-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431522 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hammersley, M. (2013). What Is Qualitative Research? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512018