• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Институциональные основы образовательной политики

Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 20
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина реализуется в blended формате. Освоение дисциплины «Институциональные основы образовательной политики» должно способствовать решению проблем профессиональной подготовленности действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем (подсистем) , которым предстоит практическая деятельность по формированию и реализации образовательных политик как на уровне отдельно взятой организации, так и на уровне районной и\или региональной системы образования. Дисциплина включает перечень тем для ознакомления с базовыми понятиями теории институциональной экономики и содержанием концепций и методов институционального анализа в применении к социальной сфере, в т.ч. знание базовых институтов, влияющих и формирующих образовательную политику в РФ на всех уровнях (федерации, региона, района, организации). Необходимым компонентом освоения дисциплины является изучение пакета актуальных документов стратегической направленности и их критического осмысления. Практические занятия направлены на формирование навыка выявления противоречий в нормативных документах ( формальных институтах ), влияющих на формирование образовательной политики на разных уровнях, разработки и интерпретации аналитических документов и программ развития образования с точки зрения достижения результатов; объяснения институционального обустройства образовательных систем на разных уровнях управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основные цели освоения дисциплины заключаются в: • осмыслении институциональной составляющей при формировании образовательной политики системы (подсистемы) на среднесрочную и долгосрочную перспективы; • формировании понимания важности формальных и неформальных институтов, их взаимосвязи, взаимодействия и координации при формировании программ развития образовательных систем и учреждений; • приобретении навыков и опыта анализа образовательной стратегии и ее реализации на различных уровнях; • уяснении обучающимися связи между действующими формальными и неформальны-ми институтами, отвечающими или не соответствующим вызовам современного этапа общественного развития, и изменениями характера отношений в сфере образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет институциональное обустройство развития образовательных систем на разных уровнях управления. Прогнозирует возможные институциональные изменения и появление новых «хороших и плохих» институтов в случае реализации каких либо образовательных стратегий (программ развития). Использует основные положения и методы институционального анализа при решении профессиональных задач.
  • Понимание феномена институциональных ловушек. Умение приводить примеры из сферы образования.
  • Понимание феномена института контрактации в контексте образовательных отношений. Умение применять терминологию теории контактов при объяснении конфликтов в контрактных отношениях в системе образования.
  • Умение использовать технологию форсайта при разработке стратегических документов образовательного учреждения и или системы образования на уровне района
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.1. Институты – как «правила игры в обществе».
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.2. Трансакционные издержки: применимость понятия в деятельности по формированию образовательных политик.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.3. Право собственности, как определяющий институт экономических отношений.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.4. Контрактные отношения: неполнота контракта и асимметрия информации: применимость понятия в сфере образования.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.5. Феномен «государства» : институциональный подход.
  • Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики. Тема 1.6. Развитие и институты: устойчивое развитие, модернизация, реформирование.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации Тема 2.1.Формальные и неформальные институциональные рамки в образовании: анализ ситуации.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.2. Институты в образовании: финансирование системы образования; оплата труда; автономия; государственное задание.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.3. Институциональные основания и ресурсные возможности инноваций в образовании.
  • Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации. Тема 2.4. Институциональные ловушки образовательных стратегий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    эссе выполняется по содержанию 1 раздела , по темам , подготовленным преподавателем
  • неблокирующий эссе
    Блок оценки соответствия жанру ( К оценивания =0,5) • Жанр эссе - свободный текст с ясно сформулированной проблемой, изложением сути и аргументами об актуальности проблемы; • Желателен факт обобщения материала о каких-либо исследованиях в данной области. Возможно, эссе построено как комментарии к статье, актуальной для магистерского исследования; • Предложены варианты решения проблем(ы), которые базируются на доступной ин-формации • Необходимы ссылки на мнение ( статьи, интервью и пр.) о рассматриваемой в эс-се проблеме других авторов ( кроме автора эссе). Блок оценки соответствия объемам ( К оценивания =0,15). • Объем эссе не должен превышать 3,0 страниц формата А4 ( не считая титульного листа). При превышении объема оценка за данный блок обнуляется Блок оценки текста ( К оценивания =0,35). • Текст эссе должен быть понятен, научные термины, выражения, которые используются при исследовании той или иной проблемы необходимо заменять понятиями для широкой аудитории. В случае невозможности их заменить иными, они могут быть оставлены, но обязательно приводиться в сноске с расшифровкой. Максимальная оценка по каждому блоку - 10 баллов. Для выставления окончательной оценки эссе балл блока умножается на соответствующий коэффициент оценивания (К оценивания), далее суммируется и определяется итоговый балл за работу.
  • неблокирующий институциональная ловушка
    проектирование «институциональных ловушек» в малых группах . Оценивание: оценка дается в баллах и является суммарной для всей подгруппы, распреде-ляется самими участниками группы по весу участия каждого в выполнении задания. Задание. Институциональное проектирование. Опишите «институциональную ловушку» на любом примере из: бартер; неуплата налогов ; коррупция \\ взятка; нарушение правил дорожного движения; списывание \\ исполь-зование шпаргалок на экзамене; «технологическая» подготовка к ЕГЭ и другое… В кейсе должны быть задействованы характеристики ИЛ: 1. Факторы , влияющие на процесс формирования ИЛ – фундаментальные, социеталь-ные, организационные 2. Механизмы стабилизации ИЛ - эффект обучения, эффект координации, эффект сопряжения 3.Предложения по «выходу из институциональной ловушки»
  • неблокирующий тесты
    контрольная работа по каждой теме в формате теста из 15 вопросов
  • неблокирующий итоговый тест
    тест из 45 вопросов . По каждой теме курса по 3-4 вопроса
  • неблокирующий Мультимедийный проект
    В малых группах создается мультимедийный проект по выбранной теме курса в одном из разделов. Группа создает ролик по выбранной теме на основе какого либо популярного мультипликационного фильма. Время ролика= до 10 минут В ролике должны быть использованы не менее 15 терминов определенной темы курса, согласованных по смыслу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    О рез.= = 0,8(0,3О текущий тест-контроль + 0,1Оэссе + 0,2Опроект+ 0,2О итоговый тест) + 0,2·Оауд.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Куб инноваций" и палитра инноваторов : идеи, проекты, уроки и коммент., Альтшулер, И. Г., 2007
  • 12 стандартных методов управления продажами и причины, по которым они неизменно эффективны, Фарбер, Б., 2006
  • Canty D. Agile for Project Managers – Auerbach Publications, 2015 – 234 p. ISBN:9781482244984 (доступ через электронную библиотеку НИУ ВШЭ http://library.books24x7.com/bookshelf.asp, для перехода по ссылке нужна авторизация в системе удаленного доступа ресурса)
  • Бирюков, С. В.  Правовая культура : учебное пособие для вузов / С. В. Бирюков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12246-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447097 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Институциональные предпосылки региональной образовательной политики. : учебно метод. пособие, Заиченко, Н.А., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Балацкий Е.В. (2002). Функциональные Свойства Институциональных Ловушек. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.38.3.7
  • Бренделева, Е. (2006). Qwerty-Эффекты, Институциональные Ловушки С Точки Зрения Теории Трансакционных Издержек. TERRA ECONOMICUS, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14348023
  • Веретенникова, Н. (2009). Институциональные Ловушки Российской Системы Высшего Образования. Вестник Томского Государственного Университета. Экономика, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13998007
  • ГЛАЗЬЕВ С.Ю. (1998). «Вашингтонский Консенсус» И Научнотехнический Прогресс В России. Экономическая Наука Современной России, (Приложение). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16941261
  • Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория : Учебник, , 2006
  • Нуреев, Р. (2010). Россия после кризиса эффект колеи. Journal of Institutional Studies (Журнал Институциональных Исследований), (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.8078924
  • Переучреждение государства: общественный договор, Аузан, А., 2006
  • ПОЛТЕРОВИЧ ВИКТОР МЕЕРОВИЧ. (2013). Институциональный эксперимент. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D2DFE7C

Авторы

  • Заиченко Наталья Алексеевна